Навязчивая мысль, сверхценная идея, одержимость
Вступление
Люди говорят, мол, в него вселился бес, он одержим дьяволом. А что есть дьявол? Это тот краснокожий человек с рогами и хвостом? Или он животное, раз в нем присутствуют все атрибуты зверя? А может, это каждый из нас? И у тебя, и у меня, и у всех их, есть звериные качества… в голове. Всё зависит от обстоятельств и внешних факторов. Много ли надо, что бы индивид перестал быть человеком? Безопасность, пропитание, жажда власти, денег, секса — на что готов пойти человек, ради получения желаемого? Где эта тонкая грань, которая разделяет человека от животного внутри каждого из нас?
Одержимость дьяволом, это кратковременное (от пары минут), или долговременное (от недели до месяца и больше) помешательство человека на внешнем факторе. Это суженность сознания, где всё внимание индивида направлено в одну идею. В обществе, это называют увлечением и не понимают всю пагубность ситуации.
Одержимость имеет бесконечное множество разновидностей: одержимость идеей, покупкой, девушкой, или мужчиной, телефоном, едой, спором, автомобилем, спортом, ревностью, завистью, обидой, в общем всё то, над чем человек может много думать, размышлять, забывая обо всём другом. Это мысли, эмоции и действия определённой тематики, которые поглощают человека с головой. В этом состоянии индивид забывает не только о своей душе, но и о материальном мире. Вся суть одержимости, это максимальное сужение сознания на одном интересе, или проблеме.
Одержимость имеет все признаки религиозной одержимости. К примеру, многим знакома, покупка сотового телефона. Человек долго выбирает гаджет из множества предложенных, а когда находит начинает постоянно думать о нем, перед его глазами возникают картинки этого телефона и различные фантазии его использования. Индивиду постоянно подкидываются мысли подобного плана: нужно зайти на форум, почитать отзывы; а вдруг я ошибся с выбором; а какие игры он потянет;… и множество других, которые ходят по кругу. Часто человек сам устаёт от этих мыслей (так как они приходят к нему даже во сне), начинает сопротивляться им, пытаться отвлечься, но даётся это ему с большим трудом. Именно в эти моменты, индивид может осознать наиважнейшую вещь этого мира и задать самому себе вопрос: я управляю мыслями, или они мной?
Так как подобные ситуации происходят с каждым и в каждый день, то получается, что всё мы одержимы дьяволом. Кратковременная одержимость, конечно, малозаметна, и не приносит дискомфорт личности, но всё же её можно вычислить.
В психологии, одержимость является болезнью и имеет следующие определение:
Одержимость – это состояние, в котором сознание и ум человека целиком заполнены какой-то навязчивой идеей. Одержимость может быть связана с религией, моралью, стремлением к порядку, точности, чистоте и т. п. Человек, страдающий какой-то одержимостью, испытывает также сильное беспокойство.
Чаще всего выделяют четыре вида одержимости, хотя, по сути, корень у них один:
- Религиозная одержимость;
- Сверхценная идея;
- Сверхценный бред;
- Навязчивая идея.
Одержимость идеями — психическое заболевание или норма?
Случается так, что всего лишь одна мысль может поглотить наш ум полностью, радикально изменить весь наш жизненный уклад и заставить нас строить всю свою жизнь, исходя из ее ценности, которая в какой-то момент становится для нас абсолютной. Когда такое случается, говорят, что человеком овладела сверхценная идея. Но почему это происходит? Что заставляет нас отложить все остальное на задворки нашей системы ценностей и оставить только что-то одно? И так ли это плохо для человека, ведь одержимость какой-то одной идеей концентрирует наши чувства, усилия в одном направлении, а значит позволяет реализовать наше стремление к цели более эффективно? Так ли это?
Что ж, давайте разберемся, что же это такое — Сверхценная Идея.
Сверхценная идея как психическое расстройство
Понятие «сверхценная идея» впервые появилось в 1892 году в Германии, когда известный психиатр Карл Вернике, занимаясь изучением различных навязчивых состояний у своих пациентов, столкнулся с необходимостью отделить одни состояния от других. Причина была в том, что пациенты, одержимые различными идеями, проявляли эту одержимость по-разному.
Так, один из пациентов Вернике был свято убежден в том, что его супруга постоянно изменяет. При этом его уверенность строилась на убеждениях, которые не поддавались нормальной логике и с точки зрения обычного человека были совершенно нелепы. Например, увидев свет в окне дома напротив, он убеждал себя в том, что это сигнал жене от любовника о встрече. Ее стремление купить себе новое платье неизменно встречало с его стороны сопротивление, поскольку он был совершенно уверен, что на самом деле это делается для любовника, а когда жена приходила усталая с работы, он уверял себя, что усталость вызвана вовсе не работой, а плотскими утехами.
Другая часть пациентов фиксировались на навязчивых идеях по-другому, сохраняя ясное сознание, способность к адекватной оценке ситуации и нормальному логическому мышлению. Идеи таких людей не казались взявшимися из ниоткуда. Наоборот, мысль или идея, долгое время находившаяся на краю их сознания и имеющая вполне нормальное логическое обоснование, в определенный момент становилась чем-то исключительным, невероятным по важности решающим фактором.
Подобную идею всегда сопровождал мощный эмоциональный отклик, и это сочетание часто приводило к тому, что она начинала занимать доминирующую позицию в сознании, а будучи превосходно логически обоснованной и эмоционально значимой, она побуждала человека к очень активной деятельности по ее реализации. Другим важным признаком было гипертрофированное и даже болезненное преувеличение значения реальных фактов, которые стояли в основе первоначального убеждения.
Но самой важной особенностью состояния, которое было определено Вернике как сверхценная идея, был тот факт, что в какой-то момент она начинала занимать в сознании пациента абсолютно доминирующее положение, подчиняя себе его волю, его стремления, а иногда и всю его жизнь, смысл которой в значительной степени был предопределен этим болезненным умственным предпочтением.
Как появляется сверхценная идея.
Вы очень цените свою работу и страшно боитесь увольнения. В какой-то момент к вам приходит понимание (катарсис), что это увольнение непременно должно быть подстроено другими сотрудниками, завидующими вашим успехам. С этих пор ваша жизнь радикально меняется. Отныне вы придаете значение событиям, на которые раньше не обращали внимания: случайный косой взгляд коллеги, разговор ваших друзей во время перекура в стороне от вас, ухмылка начальника, звонок с неизвестного номера телефона — все это становится звеньями одно цепи, направленной на лишение вас должности. При этом основания для ваших подозрений всегда реалистичные, любое из описанных событий чисто гипотетически может быть частью заговора по отношению к вам, ведь известно, что в жизни такое случается. Если все происходит примерно так, то с большой степенью вероятности вами овладела сверхценная идея.
Отличие сверхценной идеи от других одержимостей.
На основании наблюдений за своими пациентами Карл Вернике впервые ввел определение сверхценной идеи, выделив ее как отдельное психическое отклонение. Критериями, отдаляющими ее от другого типа одержимости — сверхценного бреда, было то, насколько идея больного и ее предпосылки понятны окружающим, а также, имеется ли возможность у окружающих убедить человека в ложности его идей или нет. Другими словами, если в основе одержимости лежали реальные факты и пациент оперировал привычной большинству людей логикой, то он страдал сверхценной идеей, а не бредом, в основе которого всегда лежали фантастические предположения. Как нетрудно понять, в основе диагноза, отделяющего одно от другого лежали оценочные суждения окружающих, и именно они определяли границы нормы.
Основные идеи Вернике и сегодня лежат в основе диагностики состояний одержимости и, несмотря на то, что далеко не все психиатры их поддерживают, других четких определений, отличающих сверхценный бред от идеи, не существует.
Как отличить сверхценную идею от других одержимостей — таких, как сверхценный бред и навязчивая идея? На сегодняшний день психиатры говорят о четырех основных признаках, по которым это можно сделать.
Первый критерий — абсолютное доминирование идеи в сознании. Неважно, что происходит в мире: революции, землетрясения… Самым важным для вас будет теоретическая измена вашего партнера.
Второй критерий — сверхценная идея имеет для вас огромную эмоциональную значимость. Какую бы форму она ни принимала, она неизменно вызывает у вас сильную и устойчивую эмоциональную реакцию.
Третий критерий — идеи, которые по вашему мнению лежат в основе одержимости, реально присутствуют в вашей жизни или вашем предыдущем опыте, а реальность означает тот факт, что эти предпосылки реальны с точки зрения окружающих. Так, домовой, постоянно мешающий вам заснуть, таковым признаком никак не является и говорит окружающим о том, что ваша одержимость — бред.
Четвертый признак — критичность вашего мышления. Это значит, что если посторонний человек, использовав некие аргументы, способен убедить вас в ложности вашей идеи, то вы страдаете не бредом, а именно сверхценной идеей.
Здесь следует сделать уточнение — последние два критерия являются как раз признаками, отличающими сверхценный бред от просто идеи, хотя с последним согласны не все психиатры.
Признаки состояний одержимости
Не секрет, что в бытовых разговорах мы нередко ставим «психический диагноз» своему собеседнику, если с точки зрения логики его позиция не выдерживает никакой критики. В такие моменты чаще всего мы произносим слова «какой же бред!» Мы отлично понимаем, что это выражение — просто метафора, и человеку, который говорит «глупости», едва ли можно всерьез диагностировать отклонение психики. Отсутствие логики далеко не всегда означает наличие сверхценной идеи или бреда, а глупость и неумение мыслить не является признаком психического отклонения. Однако навязчивые мысли и сверхценные идеи вовсе не редкость в нашем мире, другой вопрос — насколько их можно считать психическими проблемами, ведь в отличие от того, что является бредом, здесь все не так очевидно.
Так, например, один из моих знакомых давно и свято верит в существование тайного мирового правительства, которое уже много сотен лет дергает за ниточки руководителей отдельных стран и нещадно эксплуатирует несчастные народы в своих корыстных целях. При этом, как и огромное количество других людей, верящих в подобные вещи, он не обладает реальными доказательствами своей позиции, но убедить его в обратном невозможно, разумные аргументы не действуют, ибо всякий раз решительно отметаются, как незначительные и несуществующие. Казалось бы, если в этом случае использовать два последних критерия, то речь здесь идет о наличии не просто сверхценной идеи, но самого настоящего бреда. И все же, это никоим образом не является ни бредом, ни даже идеей, ибо не выполняются самое первое условие — идея должна полностью доминировать в сознании, и если ваша идея не живет с вами большую часть вашего времени, то и говорить о том, что она является для вас сверхценной, нет никакой возможности.
Из приведенных выше примеров становится понятно, что границы между бредом, навязчивыми и сверхценными идеями весьма расплывчаты и условны, а явления эти очень близки по своей природе. В свете такой расплывчатости границ большое значение приобретают отличия, позволяющие приблизительно провести рубеж между этими понятиями.
Так, если мы говорим о навязчивых мыслях и идеях (диагноз «навязчивая идея»), то их принципиальная особенность заключается в том, что чаще всего они не воспринимаются как свои собственные, но как пришедшие извне. Они не несут в себе цели и при этом склонны к зацикливанию на манер заезженной пластинки. Это весьма мучительное состояние, особенностью которого является явно выраженное желание пациента его устранить. Человек, который никогда не испытывал состояния навязчивой идеи, может отдаленно сравнить это состояние с появлением в голове незатейливой, но очень навязчивой мелодии, от которой никак не удается избавится.
Бред (диагноз «сверхценный бред») чаще всего появляется эпизодами, он захватывает сознание полностью, а основывается это состояние на чем-то, не имеющем место в реальной жизни. В рассуждениях пациента почти всегда отсутствует привычная нам логика, которая нередко заменяется причудливыми паралогическими умозаключениями (ложная логика). Сверхценый бред имеет для человека огромную ценность и воспринимается как нечто, вообще не подлежащее критическому рассмотрению.
Что касается идеи (диагноз «сверхценная идея»), то это очень сильная эмоциональная убежденность в чем-либо, от которой хоть и непросто избавиться, но критическое отношение к ней со стороны пациента все же возможно. Умозаключения, приводящие человека к такой идее, в большинстве случаев основаны на обычной логике и касаются вещей, более или менее относящихся к реальному миру.
Конечно, разделение симптомов этих навязчивых состояний вовсе не означает, что одно не может переходить в другое. Так, сверхценная идея вполне может оказаться этапом на пути к бредовым состояниям (в случае развития бреда так нередко и случается), но это вовсе не значит, что навязчивая идея обязательно переходит в бред. Некоторые психиатры полагают, что навязчивые состояния имеют одну природу и что по сути это одно заболевание, которое просто имеет разные проявления и разные стадии. В качестве примеров они приводят случаи, когда вполне правильная формальная логика и критическое отношение вовсе не исчезали, а успешно ставились пациентами на службу своему бреду. Вот как рассуждал один пациент, который был убежден в том, что является волком-оборотнем. «Я волк, но сейчас я вижу у себя человеческие руки и ноги по причине простого обмана зрения, а невидимость моего истинного облика ничего не значит перед фактом моей истинной природы, которую я ощущаю всем своим существом». Вот так логика становится фрагментом, помогающим объяснить истинность природы бредового состояния.
Сверхценная идея как признак психического расстройства
В наше время в психиатрии сверхценные идеи рассматривают как признаки целого ряда расстройств психики, при этом для каждого конкретного расстройства характерен свой набор более или менее типичных идей.
В качестве примера можно привести обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний и навязчивых действий), когда с помощью компульсивно-ритуальных действий пациент стремится предотвратить какое-либо весьма маловероятное событие (нужно 10 раз помыть руки, чтобы не подхватить заразу).
Дисморфофобия — одержимость незначительными дефектами своего тела (пациент не может перестать думать и беспокоится о небольшой родинке на шее, полагая, что все окружающие обращают внимание только на это).
Ипохондрическое расстройство, заключающееся в непрерывном тревожном поиске у себя симптомов опасных заболеваний (которые всегда находятся).
Фантомная беременность — навязчивое состояние, возникающее у женщин чаще всего на фоне сильного желания забеременеть.
Социофобия — больной исходит из уверенности, что все вокруг обращают внимание только на него и это внимание непременно осуждающее.
Характеры склонные к сверхценным идеям.
Психиатры считают, что есть несколько вполне определенных складов характера (акцентуаций), которые наиболее подвержены навязчивым идеям.
К ним относятся шизоидный и параноидный склады характера. Шизоидным личностям вообще свойственно увлекаться новыми и необычными идеями, и это увлечение порой доходит до психической паталогии. Что же касается параноидального склада, то эти люди, как правило, чрезмерно озабочены различными событиями, которые теоретически могут иметь для них неблагоприятные последствия, на этой почве и развиваются состояния, связанные с навязчивыми фобиями. Конечно, это вовсе не значит, что люди такого типа непременно станут одержимы навязчивыми идеями, данные типы характеров лишь больше других склонны к этому типу психических расстройств.
Нужно ли лечить людей одержимых сверхценной идеей?
Хороший вопрос — нужно ли обязательно лечить человека со сверхценными идеями? И почему мы вообще стараемся лечить психические расстройства, если в большинстве случаев их носители не представляют общественной опасности?
Поводом для того, чтобы лечить человека от психического заболевания, может быть либо его желание, либо очень редкие случаи, когда такие больные представляют реальную опасность для самих себя или для общества. Конечно, подобные симптомы почти всегда представляют определенные неудобства для ближайшего окружения человека, однако это не повод и никогда не должно быть поводом для принятии решения о лечении, если в его основе не лежит желание самого больного.
Приносят ли одержимости вред или пользу?
Когда мы говорим об одержимости идеей, как о болезни, то порой забываем, что под этим флагом люди способны сделать и немало хорошего. Так, если мы обратимся к истории науки, то редкие большие открытия обошлись без элементов одержимости. То же самое можно сказать и про многие гениальные произведения искусства и литературы, географические открытия, изобретения, духовные озарения.
Однако история знает и немало случаев, когда во имя таких идей творились преступления, сегодня можно вспомнить про радикальные религиозные направления, политические партии крайнего толка, массовые проявления истерии, которые почти всегда основаны на таких идеях (вспомним гитлеровскую Германию, сталинскую Россию или движение хунвэйбинов в Китае).
Конечно, как и почти любая другая вещь в этом мире, сверхценная идея не может рассматриваться в какой то одной однозначной плоскости, однако вопрос о том приносит ли она вред или благо очевидно стоит рассматривать с двух точек зрения — с точки зрения самого человека (страдает ли он от своей одержимости или для него это подарок судьбы) и с точки зрения общества (полезно это или вредно для окружающих).
Сверхценные идеи – это довольно характерное явление для человеческого общества, и они определенно играют важную роль в культуре и истории. Что касается взгляда на это явление, как на болезненные проявления психики, то следует всегда помнить о двух вещах:
— понятие психологической нормы всегда было и будет социально субъективно, точно так же и критерии психологических отклонений всегда будут отличаться довольно размытыми границами. Это значит, что определить, в какой момент заканчивается «норма» и начинается заболевание, всегда будет непросто. И реальность сегодня такова, что зачастую критерии оценки психологических отклонений определяют не только врачи психиатры, но и господствующие в данном обществе социальные стереотипы.
— границы самого заболевания должны определяться врачами психиатрами, а решение о лечении заболевания должен принимать только сам пациент – конечно, при условии, что он не представляет опасности для себя или окружающих.
На сегодняшний день не существует определенного метода лечения навязчивых состояний, и методы воздействия на пациентов выбираются, исходя из типа и степени расстройства. Это может быть психотерапия, а в особенно ярко выраженных случаях применяются антидепрессанты и антипсихотики.
Чистая обсессия: исследование малоизвестной формы ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства)
07.10.2018 | Джордан Леви, доктор философии и Ян Вайнер, доктор философии
Ключевые тезисы:
Чистые Обсессии — это форма ОКР, при которой человек испытывает навязчивые, нежелательные мысли без видимых компульсий или ритуалов.
1. Многие люди проводят годы или десятилетия, страдая не диагностированным ОКР, потому что им не знакомо понятие Чистых Обсессий. ОКР часто считают расстройством, которое вызывает гипер организованное или связанное с гермафобией поведение. Так вот, это не показатель.
2. У Чистых Обсессий есть много подтипов, которые охватывают широкий спектр тем — педофилия, сексуальность, отношения, вред, загрязнение. В этой статье два доктора рассматривают некоторые из них, их симптомы и рекомендуемые варианты лечения.
Если вы полагаете, что вы или близкий человек страдаете от Чистых обсессий, обратитесь к специалисту.
3. Чисто Обсессивная форма ОКР (Pure-O) — это тип обсессивно-компульсивного расстройства (OCD), при котором человек страдает от навязчивых идей без видимых навязчивых побуждений (компульсий). Обсессии этого типа часто проявляются как навязчивые, нежелательные, неуместные мысли, побуждения или «ментальные образы». Обсессии при Pure-O в основном существуют в форме умственного размышления и поиска уверенности. Навязчивые мысли и образы, как правило, объединяются вокруг определенных тем, в том числе: мыслей о безопасности и причинении вреда себе и другим, опасений по поводу сексуальной ориентации (ОКР по сексуальной ориентации или гомосексуализму), беспокойстве по поводу решений об отношениях (ОКР отношений), страхе сделать что-то незаконное, педофилии ( POCD), чрезмерной заботе о честности или религиозной чистоте, включая экзистенциальные страхи.
Важно отличать эпизод Чистой Обсессии от единственной мимолетной мысли. Все люди испытывают нежелательные мысли. Тем не менее, те, у кого нет ОКР, могут легко абстрагироваться от таких мыслей как неприятных, странных или просто счесть их игрой разума. Что отличает Чистые Обсессии от мимолетных нежелательных мыслей, так это беспокойство, связанное с этими мыслями, которое затем причиняет значительное страдание, тому, кто им подвержен. Страдающие Чистыми Обсессиями часто сообщают, что их мысли вызывают у них невероятную тревогу, и они не могут выбросить их из головы.
Таким образом, то, что «включает» симптомы Чистых Обсессий, это не наличие навязчивых мыслей, а собственно реакция на них. Чем больше человек не любит испытывать навязчивые мысли и пытается подавлять, контролировать или бороться с этими мыслями, тем чаще он подвержен влиянию навязчивых мыслей. Сами попытки, не думать «о белом медведе» — то, что мешает, выйти из этого круга и действительно прекратить эти мысли.
Чистые Обсессии базируются на ошибочном предположении, что люди контролируют свои мысли, на самом деле — нет. Человеческий мозг устроен так, чтобы он постоянно «крутился», пытаясь найти интересные проблемы, которые нужно решить, и выискивал угрозы нашей безопасности или существованию. Мозг особенно заинтересован в мыслях, которые содержат неопределенность. Когда мозг страдающего Чистыми Обсессиями( Pure-O) наталкивается на мысль или вопрос, который неприемлем для человека, у которого возникла эта мысль, система мозга отвечающая за страх предупреждается о том, что что-то не так, и с этим нужно НЕМЕДЛЕННО что-то делать. Эта реакция «бей-беги» — именно то, что причиняет большое беспокойство.
Многие люди с Чистыми Обсессиями могут также иметь коморбидные патологии из спектра перфекционизма. Пациенты Чистыми Обсессиями, как правило, придерживаются высоких стандартов того, о чем «должен» думать их мозг, и имеют высокий уровень контроля над своими мыслями.
Люди, живущие с Чистыми Обсессиями, обычно высказывают предположения типа: «Я не должен думать об этом», «Эти мысли неправильные или плохие» или «Я должен быть в состоянии контролировать свои мысли». Они проводят время, анализируя, почему у них возникают эти мысли и то, что эти мысли говорят о них как о личности. Многих людей, страдающих Чистыми Обсессиями, несоблюдение их собственного стандарта контроля над своим мозгом приводит к выводу, что они плохие люди или монстры, а это не так.
Есть много подтипов Чистых Обсессий. Некоторые пациенты могут страдать от мыслей на одну тему, которая их постоянно мучает, в то время как другие могут иметь обсессии на темы, которые «витают в воздухе». В следующем разделе этой статьи будут подробно рассмотрены несколько общих подтипов Чистых Обсессий.
ТИПИЧНЫЕ ПОДТИПЫ ЧИСТЫХ ОБСЕССИЙ
Педофилия ОКР (pOCD) включает в себя нежелательные мысли, образы и побуждения, связанные с сексуальным влечением к детям или приставанием к ним. Человек, борющийся с pOCD, борется с сомнениями и стыдом, связанными с вопросом «Являюсь ли я педофилом?». Ниже приведены типичные примеры pOCD:
— Женщина меняет подгузник своей племянницы и беспокоится о том, что она возможно слишком заинтересована гениталиями своей племянницы или чрезмерно сфокусирована на нижних областях тела ребенка. Она отвечает на это скорейшей возможной сменой подгузника или просит сестру сделать это вместо нее .
— Женщина, которая работает с детьми, внезапно обнаруживает, что ее мысли наводнены образами одного из ее студентов, совершающего с ней оральный секс. Она берет больничный и не выходит на работу до конца недели, чтобы не видеть ученика, который вызывает большое количество нежелательных образов.
— Мужчина сидит в метро и чувствует напряжение в паху, заметив молодую девушку. Он смотрит в сторону и пытается убрать возникшее напряжение.
— Женщина сидит в автобусе рядом с маленьким мальчиком и оценивает ощущения по сравнению с прикосновением мужа.
— Мужчина проводит день на пляже со своей семьей, когда мимо проходит девушка — подросток в купальном костюме, он пытается выяснить, рассматривал ли он ее тело с сексуальной точки зрения.
— Мужчина смотрит популярное телевизионное шоу и замечает, что один из несовершеннолетних персонажей симпатичный. Он чувствует, что это извращение, и говорит себе, что он чудовище за эту мысль. Теперь он избегает смотреть это шоу и другие шоу с детьми в них.
— Женщина чувствует увеличение влагалищной смазки, обнимая сына. Отвращение к этой реакции заставляет ее стыдить себя и ограничивать физический контакт со своей семьей.
— Молодой человек смотрит порнографию, как он вдруг становится не уверен, есть ли девушке в видео 18. Он сверлит отверстие в компьютере, бросает компьютер в воду и отказывается впредь заходить на какой-либо сайт порнографии.
— Мужчина подбрасывает на коленях свою дочь, когда чувствует паховое напряжение. Убежденный, что это означает, что он педофил, он немедленно останавливается и пытается выяснить, что все это значит, читая статьи о педофилах и пытаясь определить, разделяет ли он с ними характеристики.
ОКР вреда — это термин, используемый для описания навязчивых мыслей, образов, компульсий и побуждений, связанных с причинением вреда себе или другим. Эти мысли могут возникать в отношении членов семьи, друзей, кого-либо из ваших близких или даже совершенно незнакомых людей. Самым прототипическим проявлением ОКР вреда является человек, который прячет все ножи в доме, чтобы они не вызывали страх, что он внезапно импульсивно нанесет удары членам семьи. Как и в случае со всеми остальными темами, ОКР вреда ничего не говорит о страдающем им человеке или его склонности к насилию. Наличие насильственных образов не увеличивает вероятность того, что вы произведете насильственные действия. Дополнительные примеры ОКР вреда включают в себя:
— Образы толкания противного пассажира, стоящего перед ним, в ожидании метро, возникающие у человека. Опасаясь, что этот образ означает, что он действительно может это сделать, он рассматривает предыдущие эпизоды, когда у него были подобные мысли или жестокие поступки, и он отходит на 10 футов от этого человека.
— У владельца оружия возникают жестокие мысли о его жене. Он реагирует на эти образы, храня все оружие в сейфе, с которым комбинация есть только у его жены, а не продолжать носить оружие с собой, как обычно.
— У женщины возникает желание задушить мужа во время похода. Отмечая, что никого нет рядом, чтобы остановить ее, она просит прекратить поход. С этого момента она избегает походов и беспокоит своего мужа вопросами, касающимися его мыслей о ее способности задушить человека.
— Подросток замечает, что в этот день он чувствует себя немного не в своей тарелке. Он начинает бояться, что может стать еще более подавленным и покончить с собой, выпрыгнув из окна. Он навязчиво думает как можно больше «счастливых мыслей», чтобы гарантировать, что он не покончит с собой.
— Женщина едет с подругой, когда возникает навязчивая мысль о импульсивном въезде в дерево. Она останавливает машину и просит, чтобы ее подруга заняла место водителя.
— У мужчины возникает образ стреляющего ребенка, когда он едет на работу. Он реагирует, выбирая другой путь на работу, в котором избегает всех игровых площадок, парков и школ, где могут присутствовать дети.
— молодая мать озабочена страхом причинить вред невинному ребенку. Она просит, чтобы ее муж принял ванну, чтобы она не могла утопить ребенка.
ОКР сексуальной ориентации:
— Женщина в общежитии колледжа вдруг замечает, как ее соседка переодевается. Внезапно, ее посетили мыслями о том, понравилось ли ей обнаженно тело своего соседа по комнате. Она проверяет свое влагалище на наличие признаков возбуждения и активно избегает смотреть на соседа по комнате в будущем, опасаясь, что это вызовет больше нежелательных мыслей.
— Человек идет по улице и замечает, что другой мужчина привлекателен. Во время остальной части своей прогулки на работу он избегает смотреть на других незнакомцев. Прибыв в офис, он сразу же ищет в Google и в различных блогах темы о сексуальности, в том числе «откуда вы знаете, что вы гей?»
— Новобрачная беспокоится, что ее мысли стать лесбиянкой должны означать, что ей придется бросить своего супруга. Она постоянно спрашивает своего мужа об уверенности в том, считает ли он, что она гетеросексуальна, а также навязчиво исследует информацию в Интернете о том, «как узнать, что ты гей?»
— Молодой человек сидит со скрещенными ногами и думает: «Что, если то, что мои ноги скрещены таким образом, заставит людей думать, что я гей?» Он размышляет над тем, что его друзья думают о нем, и какие другие виды поведения, которые у него есть могут быть так же восприняты.
— У женщины постоянно возникает мысль: «Что если я все время была неосознанно лесбиянкой, а я просто еще не знаю этого?» Она избегает определенных районов, где тусуются лесбиянки. Она также избегает всех телевизионных шоу, фильмов и средств массовой информации, которые содержат любые гомосексуальные ссылки.
ОКР отношений, также называемые ROCD, являются еще одной формой Чистых Обсессий, в которой страдающий испытывает навязчивые, нежелательные и огорчительные мысли о своих чувствах влечения, привязанности и любви к своему партнеру. Навязчивые мысли в ОКР отношений включают озабоченность сомнением в отношениях или тем, является ли их супруг «единственным», и / или сомнение в общем уровне привлекательности, сексуальной желательности или долгосрочной совместимости. Часто навязчивые идеи возникают в совершенно здоровых отношениях.
Как и во всех формах ОКР, компульсии выполняются с целью уменьшить беспокойство человека, связанное с его нежелательными навязчивыми мыслями и сильным дискомфортом от неуверенности. Часто поведение в ОКР отношений вращается вокруг навязчивой идеи «что если я действительно не люблю / или меня привлекает мой партнер».
ОКР отношений часто неправильно диагностируется психиатрами, которые просто не имеют четкого представления о сложности ОКР и всех его вариаций. В результате многие терапевты часто неправильно воспринимают симптомы ОКР отношений как признак «проблем в отношениях», а не как свидетельство ОКР. Многие врачи и практики, которые не прошли надлежащую подготовку по работе с Чистыми Обсессиями, могут предположить, что «возможно, вы просто в него не верите», или предположить, что человек «не подходит вам» или «не тот» или «вам следует прислушаться к своим сомнениям », что часто приводит к панике страдающего ОКР отношений. Многим людям трудно понять разницу между ОКР отношений и более типичными сомнениями в отношениях. Для людей, страдающих от ОКР отношений, сомнения относительно их отношений обычно являются эго-дистоническими, что просто означает, что их сомнения несовместимы с их чувствами. Многие люди время от времени сомневаются в своих отношениях, но эти мысли их не мучают. Основная проблема ОКР отношений — не близость, а нетерпимость к неопределенности. Бояться передать себя другому человеку — это не то же самое, что ОКР отношений.
Некоторые примеры ОКР отношений включают в себя:
— Замужняя женщина, у которой навязчивая мысль: «Что, если я действительно не люблю своего партнера?» Она смотрит на старые фотографии и мысленно повторяет свои свадебные клятвы, пока не почувствует себя правильно по отношению к нему.
Женщина знает, что ее парень собирается сделать предложение, и она беспокоится о том, является ли он «единственным», и пытается выяснить, мысленно воспроизводя различные сценарии возможных событий, чтобы увидеть, будет ли она чувствовать себя правильно, когда он задаст вопрос.
— Молодого человека привлекает девушка, которую он замечает на улице, и он начинает зацикливаться на том, что это должно означать, что он не любит свою девушку и что у него неправильные отношения. Молодой человек очень расстраивается, потому что не хочет расставаться с девушкой.
— Девушка, которая живет со своим парнем, признается, что бывают моменты, когда она чувствует себя отвлеченной мыслью о близости или сексе со своим партнером. Она считает, что если ее «не привлекает к нему 100% времени», то это должно быть доказательством того, что она находится в неправильных отношениях.
— Муж воображает, что изменяет жене, и боится, что, из-за того что у него были такие мысли, он должен тайно хотеть быть с кем-то еще.
ПОИСКИ УВЕРЕННОСТИ
Как ранее обсуждалось, страдающие ОКР, как и здоровые могут испытать любую из этих нежелательных мыслей в любое время. Отличие заключается в том, что страдающий ОКР испытывает изнурительный уровень тревоги в связи с наличием этих мыслей и отсутствием терпимости к неопределенности вокруг ответа на конкретный вопрос «что если»: «Что, если я гей?» Что, если я педофил? »« Что, если я не люблю своего супруга? » Страдающие ОКР часто делают ошибочный вывод, что они« должны »контролировать свои мысли и что эти мысли« не должны »присутствовать. Во-вторых, люди с ОКР считают, что из-за повторяющихся мыслей «они должны что-то значить» для них. Таким образом, начинается анализ и поиск, чтобы доказать или опровергнуть (отменить) навязчивую мысль, чтобы попытаться получить ответ на вопрос и попытаться освободиться от беспокойства.
Когда начинаются поиски уверенности, больные ОКР стремятся доказать, что они не являются тем, чем их мозг говорит им, они уже стали или могут стать. Всплески, связанные с ОКР вреда, pOCD, ROCD и SO-OCD, могут побудить человека к обсессии и размышлениям о прошлых, текущих или будущих мыслях, образах или ответах. Прошлые ситуации воспроизводятся снова и снова в попытке найти улики или собрать факты, которые могут помочь разрешить непрекращающееся сомнение, связанное с мыслями о том, собирается ли пострадавший причинять вред, является ли он педофилом, находится в неправильных отношениях или привлечен к тому же полу. Психическое размышление в рамках ROCD может включать в себя: попытки выяснить, чувствуют ли они себя «правильным образом» по отношению к своему партнеру, исследования в интернете об отношениях и любви.
Это умственное размышление может привести к значительным нарушениям для страдающих и отвлечь их от разговоров, от сосредоточенности на работе или от проведения времени с семьей. Все остальное меркнет по сравнению с срочностью, которую представляет ОКР, и мошенническим средством защиты, которое оно представляет посредством размышлений. В конце концов, это может привести к изоляции поведения и депрессии. Эта попытка обрести уверенность посредством умственного размышления неэффективна и служит только для усиления угрозы.
УКЛОНЕНИЕ
Другая тактика, которую пытаются использовать пациенты с Чистыми Обсессиями, состоит в том, чтобы избегать людей или ситуаций, которые могут провоцировать их навязчивые мысли, и, в свою очередь, пытаться уменьшить переживание тревоги. Например, страдающий pOCD может идти обходным путем на работу, чтобы избежать школ, детских площадок или парков. Они могут постоянно удерживать взгляд или выключать телевизор, если на экране есть дети или подростки. Поведение избегания является чрезвычайно мощным и подкрепляющим, поскольку оно не позволяет людям сталкиваться с ужасами pOCD в этот момент. Прятать ножницы и ножи — является обычным ритуалом избегания людей с ОКР вреда.
Многие люди с SO-OCD и ROCD вообще воздержатся от свиданий, чтобы избежать этих навязчивых мыслей. Предотвращение сексуального возбуждения гарантирует, что нежелательные мысли и образы не могут появиться во время уязвимой сексуальной активности. Страдающие SO-OCD часто предпочитают воздерживаться от сексуальной активности, чтобы не сравнивать паховые реакции в соответствующих или неподходящих ситуациях. Люди с Чистыми обсессиями в основном знают о своем поведении избегания, но предпочитают избегать из-за утомительного противостояния своим страхам.
Поскольку люди с ОКР принимают решения, избегать потенциальных триггеров, их жизнь становится более ориентированной на их беспокойство, чем на их истинные желания. Они часто разочаровываются в вещах или отношениях, которые в противном случае могли бы принести им радость.
ПОИСК ЗАВЕРЕНИЙ
Как и во всех формах ОКР, в Чистых Обсессиях преобладает поиск уверенности, поскольку он направлен на то, чтобы избавиться от беспокойства, вины и стыда, которые стали все поглощать. Поиск уверенности распространен в форме поиска ответов онлайн, в книгах или вопросов близким. Эти вопросы могут показаться произвольными, бессмысленными и непрерывными; однако члены семьи, супруги или друзья часто будут пытаться ответить на них несколько раз, пытаясь помочь страдающему ОКР. Например, страдающие от ОКР вреда часто просят родителей вспомнить любые возможные эпизоды насилия с детства. Разделяя природу шипа с близкими, чувствуешь, что это помогает обеспечить их безопасность. Вопросы могут касаться того, как другие воспринимают страдальца ОКР. Человек с pOCD может спросить любимого человека, считает ли он человека с Pure-O педофилом, или он может задать вопросы, направленные на то, чтобы в прошлом ничего подозрительного не происходило. Страдающие ROCD обычно сравнивают свои отношения с другими отношениями, пытаясь убедить себя в том, что они действительно любят своего партнера. Чтобы получить заверение, просмотрите в Интернете информацию о том, сделали ли они «правильный» выбор у партнера. SO-OCD может заставить кого-то ввести в Google «Как я узнаю, что я гей?» Или для чтения выходящих историй в поисках подтверждения своей сексуальной ориентации.
ЛЕЧЕНИЕ
За последние двадцать лет лечение Чистых Обсессий значительно улучшилось. Достижения в области когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) привели к разработке терапевтического подхода, который является удивительно эффективным при лечении ОКР. Это лечение, называемое предотвращением воздействия и реагирования (ERP, EX / RP или «терапия воздействия»), кардинально изменило терапевтическое ведение, и исследователи неизменно находят его наиболее эффективным средством лечения ОКР. Но, к сожалению, для страдающего ОКР нет способа пройти ОКР, не пройдя через это. ERP влечет за собой намеренное столкновение с вашим страхом напрямую, провоцируя нежелательные, огорчающие мысли и образы, одновременно сопротивляясь стремлению искать облегчения. В дополнение к ERP, лекарства, такие как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), могут быть полезны при лечении Чистых Обсессий.
Для Чистых Обсессий, вместо того, чтобы пытаться чувствовать себя под контролем, участвуя в мучительном и бесконечном поиске уверенности, лечение влечет за собой прямое и решительное столкновение со страхом и неуверенностью. Это может показаться огромной, если не невозможной задачей для человека, который тратит так много времени, пытаясь почувствовать себя лучше, избавляясь от ОКР. Так же, как люди с ОКР могут сомневаться в том, что они имеют ОКР, также распространено сомнение в том, будет ли предотвращение воздействия и предотвращения ответных реакций (ERP) эффективным.
ERP обычно начинается с создания иерархии страха. Чаще всего терапевт начинает с сотрудничества с клиентом, выбирая менее вызывающую тревогу проблему, которая позволяет клиенту обрести уверенность и опыт в методологии терапии. В конце концов, клиент перейдет к более трудным воздействиям, поскольку у него вырастет эмоциональная терпимость к страху неопределенности. ERP можно сравнить с процессом лечения аллергии инъекциями. Подвергая пациентов небольшому количеству аллергических реакций, и постепенно увеличивая количество аллергена в каждой инъекции, организм формирует толерантность. С помощью ERP организм вырабатывает терпимость к тревоге.
Посредством последовательного и многократного участия в упражнениях, вызывающих тревогу, человек, живущий с Чистыми Обсессиями, может начать привыкать к вызывающим тревогу мыслям и изображениям. Подобно тому, как вы прыгаете в холодный бассейн и сначала испытываете шок, ваше тело в конце концов привыкнет к температуре, и вы не заметите холода. В соответствии с привычкой, крайне важно, чтобы страдающий ОКР выбирал оставаться в крайне неудобных ситуациях. В конце концов, пациент поймет, что он не является больше жертвой ОКР, продемонстрировав себе, что он может терпеть тревогу.
Успешные результаты терапии напрямую связаны со способностью больного ОКР пожертвовать краткосрочным поведением, в обмен на долгосрочное освобождение ума от Обсессий. Многие пациенты говорят, что это «легче сказать, чем сделать», и они правы, утверждая, что участие в EX / RP кажется невозможным испытанием. Несмотря на это по понятным причинам пораженческое отношение, когда человек принимает неопределенность, не пытаясь найти облегчение, победа над ОКР становится возможной..
ОБ АВТОРЕ
Доктор Джордан Леви является лицензированным клиническим психологом в частной практике на Манхэттене и в Ливингстоне, штат Нью-Джерси. Он специализируется на лечении тревожных и обсессивно-компульсивных расстройствах, включая насильственные и сексуальные навязчивые идеи.
Доктор Ян Вейнер является лицензированным клиническим психологом в частной практике в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк. Она специализируется на лечении тревожных расстройств и обсессивно-компульсивных расстройствах, включая Pure-O.