Элита

Оскар и Сокар

Удивительное внешнее сходство золотой статуэтки «Оскар» американской киноакадемии и Сокара, египетского покровителя мертвых. Обращает на себя внимание и излюбленный прием оккультистов, сатанистов — игра букв (OSCAR — SOCAR). В центре статуэтка Оскар, слева и справа Сокар:

Оскар (кинопремия)

Премия Американской академии кинематографических искусств и наук (англ. Academy Awards, буквально — «премия Академии»), с 1940-х годов известная как «Оскар» (англ. Oscar), — американская кинопремия, созданная в 1929 году и традиционно вручаемая деятелям киноискусства за их вклад в создание кинофильмов. Церемония награждения проводится ежегодно в Лос-Анджелесе, в театре «Долби», и транслируется в прямом эфире в десятках стран мира.

Награда, задуманная главой американской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» Луисом Бартом Майером в 1929 году для поощрения деятелей кино, внёсших значительный вклад в кинематограф США и его развитие, является одной из старейших регулярных и ныне действующих кинопремий в мире.

Правила её вручения и принципы голосования неоднократно изменялись. Регламент выбора победителей не раз подвергался критике, а члены Академии обвинялись в коррупции — невзирая на это, «Оскар» остаётся самой значительной и престижной кинопремией на планете.

«Получение премии „Оскар“ считается высшим достижением в мире кино, воплощением профессионального успеха».

Предыстория: основание Академии:

Идея создания первой киноакадемии США появилась у могущественного главы компании Metro-Goldwyn-Mayer Луиса Б. Майера в ноябре 1926 года. Основной причиной основания Академии стало объединение в союз всей киноиндустрии Америки, когда девять ключевых кинокомпаний страны и пять союзов подписали «Базовое соглашение киностудий». Однако это соглашение относилось только к техническим работникам, а креативные группы, режиссёры, сценаристы и актёры всё ещё соблюдали условия стандартных контрактов.

Незадолго до того, как монтажёры, композиторы, художники-постановщики и прочие работники кино основали собственные гильдии, Майер решил вступить в дело и в декабре 1926 года встретился с тремя лидерами отрасли: актёром Конрадом Найджелом, режиссёром Фредом Нибло и главой Ассоциации кинопродюсеров США Фредом Битсоном. Все они задумали разработку организации, которая выступала бы посредником в различных трудовых конфликтах и улучшала реноме Голливуда во всём мире путём помощи офису Хейса в контроле спорного контента на киноэкране.

При поддержке коллег Майер назначил самого себя главой комитета по отбору членов будущей организации. 11 января 1927 года он пригласил 36 лидеров отрасли на официальное собрание в отеле «Амбассадор». Майер предложил назвать Академию «Международной», а в её состав утверждать только тех, кто сделал выдающийся вклад в искусство и науку кинопроизводства. Тем не менее его адвокаты посоветовали убрать слово «Международная» из названия ассоциации. Вскоре Академия стала официально именоваться «Академией кинематографических искусств и наук».

4 мая 1927 года Академия стала легальной корпорацией. Произошло это, когда правительство штата Калифорния предоставило ей некоммерческий статус. Тогда же тридцать шесть её членов избрали первых должностных лиц: актёр Дуглас Фэрбенкс стал президентом, а сценарист Фрэнк Вудс — секретарём. За счёт собственной киностудии Майер созвал 300 человек на банкет, организованный в отеле «Билтмор». Там Фэрбенкс произнёс длительную речь, в ходе которой подчеркнул, что киноэкран и все зрители находятся под огромным и тревожным облаком цензуры и презрения.

Название:

Впервые слово «Оскар» было использовано на 6-й церемонии вручения премии. По сей день точно не известно, кто дал ей это прозвище.

Сама статуэтка была создана скульптором Джорджем Стэнли, а её дизайн разработан художником-постановщиком кинокомпании MGM Седриком Гиббонсом. Гиббонс сделал набросок рыцаря, стоящего на катушке киноленты и держащего в руках обоюдоострый меч. Согласно легенде, он набросал эскиз в блокноте во время одного из нудных собраний. В качестве модели он выбрал Эмилио Фернандеса. Пять отверстий на основании катушки представляли собой пять отделов Академии: продюсеров, сценаристов, режиссёров, актёров и техников. Поначалу «Оскары» печатались на листах, после чего изготавливались в золоте. Стэнли воплотил дизайн Гиббонса в глине, а Алекс Смит отливал статуэтки из сплава олова и меди, после чего золотил. Статуэтка «Оскар» в высоте достигает 33,5 сантиметра и весит примерно 3,5—3,85 кг. Она изготавливается из покрытого золотом сплава британия и покоится на постаменте из чёрного мрамора.

Сценаристка Фрэнсис Марион, выигравшая «Оскары» за фильмы «Казённый дом» и «Чемпион», вспоминала в своих мемуарах, что тогда статуэтка выглядела немного дилетантски, однако она видела в ней идеальный символ кинобизнеса:

Могущественное атлетическое тело сжимает блестящий меч с половиной своей головы — той половиной, где содержатся мозги. Те, кто никогда не выигрывал „позолоченную честь“, уничижительно обращаются к нему „Оскар“.

Во время Второй мировой войны вместо металлических статуэток использовались гипсовые, так как металл нужен был на фронте. После окончания военных действий Академия вернулась к золоту. Победители награждались премией безо всяких взносов, из-за чего Академия была вынуждена делать дополнительные дубликаты на случай потери, кражи или продажи.

Чтобы избежать дефицита, Академия, помимо собственного производства, ежегодно заказывала 50 статуэток в компании Southern California Trophy, изготовлявшей статуэтки в 1930—2015 годах. Хотя всего существует 24 номинации, бывали случаи, когда премия по результатам голосования разделялась между двумя актёрами, сценаристами или техниками, кроме того, есть почётные «Оскары», вручающиеся за общие заслуги в области кинематографа. Подсчёт максимального числа наград, которые могут быть вручены, стартует сразу же после объявления номинаций в театре Сэмюэля Голдвина.

Стандарты по разнообразию:

В 2020 году Американская киноакадемия ввела стандарты по разнообразию (англ. diversity standards), вводящие квоты для людей из недопредставленных групп, таких как афроамериканцы, представители ЛГБТ и женщины. Стандарты созданы по образцу аналогичных стандартов Британского института кино, введённых в 2020 году для премии BAFTA

Стандарты состоят из 4 частей:

A. наличие представителей меньшинств среди актёров или в тематике фильма;
B. наличие представителей меньшинств среди съёмочной группы фильма;
C. предоставление представителям меньшинств стажировок в компании — производителе фильма;
D. наличие представителей меньшинств среди руководства компании.

В 2022 и 2023 годах фильмам, претендующим на «Оскар» в категории «Лучший фильм», нужно будет предоставить отчёт о соблюдении этих стандартов; с 2024 года для участия в этой категории они должны соответствовать хотя бы двум из четырёх стандартов. Для соревнования в других категориях выполнение стандартов не требуется.

Например, для соответствия стандарту A достаточно наличия одного афроамериканского актёра на главных ролях (например, как в фильме «Джокер», в котором преимущественно белые актёры, но возлюбленную главного героя играет Зази Битц, наполовину афроамериканка), а для соответствия стандарту B достаточно наличия среди руководителей отделений съёмочной группы двух представителей меньшинств (например, как в фильме «Ирландец», где пробами руководила женщина Эллен Льюис, а кинооператором был мексиканец Родриго Прието).

При этом и старые, уже снятые фильмы могут соответствовать достаточному числу стандартов: а именно, стандарты C и D относятся не к самому фильму, а к киностудии, и им соответствует большинство современных крупных киностудий Голливуда. Как отмечает «The New York Times», стандарты по разнообразию мало что изменят с точки зрения фильмов, претендующих на «Оскар»; они играют роль мотивации, чтобы киностудии обратили больше внимания на вопросы разнообразия.

Красная дорожка:

Красная дорожка носит церемониальный характер, здесь проходит дефиле кинозвёзд, приглашённых на церемонию, и демонстрирующих драгоценности и наряды «от-кутюр». Её длина — около 150 метров, ширина — около 10. Она состоит из нескольких рулонов, каждый весом 135 кг, а её общий вес — пять тонн. Ковёр доставляется к кинотеатру за четыре дня до церемонии на двух больших грузовиках. Чтобы расстелить дорожку, соединить между собой её части, скрыть стыки и разровнять, требуются 21 человек и два дня работы. Сразу после окончания церемонии дорожку начинают убирать — на это уходит всего 4 часа. В другое время года в пик туристического сезона на несколько дней перед кинотеатром расстилается дублёр Красной дорожки, куда разрешается проходить для фотографирования. Эту вольность в Лос-Анджелесе стали допускать, следуя примеру устроителей Каннского фестиваля.

Большие статуи «Оскара» высотой от 2,5 до 8 метров и весом до 550 килограммов, устанавливаемые вдоль красной ковровой дорожки, делаются из стекловолокна, облицованного тонкими листами алюминия и покрытого специальной жёлтой краской, которая лучше смотрится в свете софитов, чем золотая.

Сокар

Сокар — бог плодородия (известно, что он был тесно связан с землей), покровитель мёртвых и некрополей, в особенности древнейшего мемфисского некрополя Саккара.  Центр его культа — Мемфис. Эпитет Сокара — «из Ра-Сетау», «из царства мёртвых».

Изображался в виде мумии с головой сокола или соколом, нередко сидящим на холме возле некрополя. В статуях Сокар изображался держащим скипетр и кнут.

Отождествлялся с Птахом (Птах-Сокар), Осирисом (Осирис-Сокар) и считался его душой (ба) и мумией. Впоследствии культ Осириса оттеснил в Мемфисе почитание Сокара. С эпохи Среднего царства известен синкретический бог загробного мира Птах — Сокар — Осирис.

Праздник Сокара в птолемеевский период связывали с поворотом солнца к весне. Не носил отрицательных черт.

Сокар является производным от бога египетской мифологии, Sokaris . Этот бог назван так, когда он слился с двумя другими хтонийскими богами, Осирисом и Птахом . Затем Сокарис сохраняет свою первоначальную форму, принимая атрибуты двух прославленных богов, и тогда его называют Птах-Сокар-Осирис.

Сокарис в египетской мифологии является обожествлением акта отделения ба от ка, что примерно соответствует отделению души от тела после смерти. Эта операция стала возможной благодаря ритуалу « Открытие рта », поэтому имя Сокарис означает « очищающий рот» .

Ба, более или менее эквивалентное душе, представлено птицей с головой человека, летящей над ка, которую можно сравнить с недавно мумифицированным телом, пустой оболочкой тела. Вот почему Сокарис представлен мумифицированным человеком с головой сокола, с зеленой кожей, символом возрождения. Ба традиционно изображается давая Сокарису титул «Великого лорда с двумя крыльями». Статуя Сокариса часто помещалась в гробницы, на которых появлялась Книга Мертвых, участвующая в хорошем разделении, а затем освобождении ба.

Сокарис был из некрополя Мемфиса, известного как «Тот, кто находится на песке»; затем некрополь получил название Саккара . В Фивах проводился праздник его славы, называемый праздником Хену, во время которого на лодке Хену перевезли изображение Сокариса, представляя плавание на лодке с умершими на полях Ялу .

Сокарис — бог мертвых в Мемфисе, столице первого нома Нижнего Египта, основанного около -3000. Следовательно, это очень древний бог, присутствующий в поклонении Птаху с самого начала Древнего Царства . Птах, будучи очень старым богом, «Сокарис представляет одно из самых примитивных представлений о смерти».

Похоже, что изначально Птах и ​​Сокарис были одним персонажем. Птах — живой аспект, Сокарис — его мертвая форма, тот, кто живет под землей.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»