Происхождение сознания
Доктор Берт Томпсон и доктор Брэдд Харреб
Происхождение сознания [часть I]
ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА: в январском и февральском номерах издания Reason & Revelation, мы опубликовали первую серию статей, посвященных теме происхождения мозга и разума, а также теме происхождения человеческого сознания. В этих двух выпусках была рассмотрена сложнейшая проблема, которую только с помощью естественных причин не в состоянии объяснить ни одна материалистическая теория происхождения — вопрос о том, как могло возникнуть нечто настолько сложное, как мозг и разум. Апрельский и майский выпуски посвящены еще более сложной проблеме возникновения сознания. Один из современных эволюционистов, представитель Гарварда, Стивен Джей Гулд, откровенно признал, что «сознание, которое за всю историю существования земли было даровано только нашему виду, — самое сильное из всех возможных изобретений эволюции, способное вселить страх перед Богом» (1997, с. ix).
Но как же оно возникло? Ответ на этот вопрос озадачивал и до сих пор озадачивает ученых-материалистов всех дисциплин – от естественных наук до философии. Конечно же, были предприняты отважные (и многочисленные!) попытки объяснить, откуда произошло сознание. Философ Тафтского университета Дэниэл Деннетт был настолько храбр, что даже написал книгу со смелым названием «Сознание объяснено», которую постиг такой провал, что один из коллег-материалистов озвучил ее название, как «Сознание проигнорировано».
Как мы отмечали с доктором Харребом в нашем двухсерийном выпуске, посвященном происхождению полов и репродукции (см. Reason & Revelation, октябрь и ноябрь 2002), эволюционисты называют происхождение полов «королевой из проблем». Если это так и есть на самом деле, то, тогда, конечно же, происхождение сознания можно назвать «королем из проблем». Я приглашаю вас присоединиться к нам в этом удивительном, по моему глубокому убеждению, путешествию исследования происхождения уникального аспекта человечества, благодаря которому вы понимаете, о чем читаете — сознания.]
Говоря о сознании (которое в литературе также обозначается термином «самосознание»), эволюционисты с готовностью признают, что, по крайней мере, с их высокой точки зрения, «сознание является одним из ценнейших достояний» (Элберт, 2000, с. 231). Дэвид МакКей, профессор Кильского университета в Англии, писал: «[Сознание является] для нас самым важным аспектом из всех» (1965, с. 498). Известный палеонтрополог Ричард Лики, сделал следующее заявление: «Чувство самосознания, которое мы все переживаем, настолько ярко, что оно освещает собой все, о чем мы думаем, и что делаем…» (1994, с. 139).
В своей книге «Эволюция» генетик Теодорус Добжанский и его соавторы писали: «Фактически, самосознание является наиболее актуальной и неоспоримой из всех реальностей. Без сомнения, мозг человека отличает наш вид от всех других существ, не являющихся людьми» (Добжанский и др., 1977, с. 453, жирный шрифт добавлен). Эрвин Ласло в своей работе «Эволюция: великий синтез» прокомментировал:
«Феномен мозга, наверное, — самое знаменательное явление существующего и переживаемого мира. Его объяснение является великой традицией философии – от извечных «великих вопросов», которые заново задает себе каждое поколение мыслителей… и до отчаяния невозможности дать на них ответы» (1987, с. 116, троеточие из оригинала, жирный шрифт добавлен).
Роберт Вессон, который был уважаемым главным научным сотрудником института Хувер, написал в своей книге «Больше, чем естественный отбор»:
«Жизнь имеет двойственную природу – материальное основание, а так же сущность функциональности и способность реагировать, которая отличает живые существа и процветает на более высоких эволюционных уровнях. Как все материальное, так и все ментальное – реальные понятия, точно так же, как обусловленность и воля. Разум черпает свои богатства с обеих сторон, например из чувств и функций тела, любви и секса, духовного и плотского, радости творения и удовлетворения телесных потребностей» (1997, с. 278, жирный шрифт добавлен).
Или, как отметил философ Майкл Руз, «с нашей точки зрения важно то, что сознание – это реальное понятие. Мы – существа, наделенные сознанием». (2001б, с. 200, жирный шрифт добавлен). Сэр Сирил Хиншельвуд, профессор химии Императорского колледжа в Лондоне, прокомментировал: «Я часто стесняюсь говорить об этом в научном собрании, но каждый человек задумывается: каков был бы смысл или цель всего сущего, если бы нигде не было сознания?» (1965, с. 500, жирный шрифт добавлен).
И креационисты, конечно же, с этим согласны. В своей работе под названием «Понимание настоящего времени: наука и душа современного человека», теист Браян Эпплъярд отметил:
«Свет, гравитация, и даже вся сфера биологии связаны с нами всего лишь поверхностно: мы отражаем свет, и если нас бросают вниз — мы падаем, а систему нашего тела можно в общих чертах сравнить с организмами огромного количества животных. Но все это банальности по сравнению с одной характеристикой, которая есть у нас, и которая отсутствует в остальной природе – это сознание» (1992, сс. 193-194, жирный шрифт добавлен).
Да, сознание – это «реальная вещь». Но почему же оно – «важная вещь»? Стивен Джей Гулд пришел к такому выводу:
«Сознание, которое за всю историю существования земли было даровано только нашему виду, — самое сильное из всех возможных изобретений эволюции, способное вселить страх перед Богом. Несмотря на свою случайную и непредсказуемую природу, оно дает Homo sapiens беспрецедентную власть в истории своего вида, а также в жизни всей современной биосферы» (1997, с. ix).
Вместе с сознанием к нам пришла и способность контролировать практически все вокруг! Но с этой «беспрецедентной властью» мы получили и беспрецедентную ответственность, потому что, как признают даже эволюционисты, любые действия влекут за собой последствия. Известный эволюционист Дональд Гриффин в своем классическом произведении «Разум животных: от познания к сознанию» (дополненного издания 2001 года) признался:
«Очевидно, что мы осознаем, по крайней мере, кое-что из того, что происходит вокруг, что мы думаем о нашей ситуации и о возможных результатах различных действий, которые мы можем предпринять. Такой сознательный субъективный ментальный опыт очень важен и полезен, так как часто он помогает нам избрать надлежащую модель поведения» (с. ix, жирный шрифт добавлен).
«Избрание надлежащей модели поведения» (или, в зависимости от конкретного случая, не избрание надлежащей модели поведения) становится ключевым моментом в этом комментарии. Как справедливо отметили Джон Экклз и Дэниэл Робинсон в работе «Чудо быть человеком: наш мозг и наш разум», «кем бы мы не считали людей – «детьми Божьими», «инструментами производства», «материей в движении», или «одним из видов приматов» — это имеет последствия». (1984, с. 1). Да, как мы покажем далее, это действительно так.
«ТАЙНА» ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Сознание, несомненно, реально. И оно на самом деле влечет за собой последствия – этот факт признает практически каждый рационально мыслящий человек. Однако признать все это оказывается довольно простым делом. Трудность возникает в том, чтобы объяснить почему – почему существует сознание, почему оно реально, почему оно работает именно так, как работает, и почему оно «влечет последствия». Когда дело доходит до объяснения происхождения сознания, эволюционисты признают (используем их же слова): «Очевидно, у нас здесь возникают серьезные проблемы» (Эклз и Робинсон, 1984, с. 17). То, насколько «серьезны» на самом деле «проблемы», оказывается одним из наиболее широко известных (и в то же время усиленно охраняемых) секретов науки. В одной из глав своей книги «Разум и мозг: многосторонние проблемы» («Человеческий мозг и человеческая личность») Эклз написал:
«Возникновение и развитие самосознания… — это чрезвычайно таинственный процесс… Возникновение самосознания – это тайна, которая касается каждого человека своей осознанной и уникальной индивидуальностью» (1982, сс. 85,97).
Или, как написал британский физик Джон Полькингхорн, «человеческая психика открыла перед нами свои призрачные и смутные глубины» (1986, с. 5).
Задумайтесь над следующими признаниями представителей общества эволюционистов, и обратите внимание на описательные термины («проблема», «тайна», «головоломка», «загадка», «сложная задача», и т.д.), которые обычно используются в рассуждениях о сознании.
«Сознание – это высочайшее проявление жизни, однако что касается его возникновения, участи и природы его связи с физическим телом и мозгом, — это по-прежнему нерешенные метафизические вопросы, ответы на которые можно найти только благодаря непрерывным исследованиям в более высоких слоях физической и психической науки» (Кэррингтон, 1923, с. 54, жирный шрифт добавлен).
«Ни у кого нет ни малейшего представления о том, как нечто материальное может обладать сознанием. Никто даже не знает, каково это – иметь хотя бы малейшее представление о том, как нечто материальное может обладать сознанием» (Фодор, 1992, с. 5, жирный шрифт добавлен).
«Нам необходимо заполнить пробел между физической и субъективной сферой данной темы прежде, чем мы сможем надеяться прийти к пониманию сознания. А пока этого не произойдет, по словам издания Scientific American, «оно останется глубочайшей загадкой биологии» (Йохансон и Эдгар, 1996, с. 107, жирный шрифт добавлен).
«Проблема сознания обычно смущает биологов. Рассматривая его, как один из аспектов, характерных для живых существ, ученые-биологи считают, что должны о нем что-то знать, должны быть способны рассказывать о нем физикам, однако не в состоянии сказать чего-либо значительного» (Валд, 1994, с. 129, жирный шрифт добавлен).
«Мы верим, что возникновение сознания является скелетом в шкафу ортодоксального эволюционизма... Оно по-прежнему остается загадкой для ортодоксального эволюциониста, до тех пор, пока будет рассматриваться в исключительно материалистском мире» (Эклз и Робинсон, 1984, сс. 17,18, жирный шрифт добавлен).
«Какая связь или взаимоотношения существуют между тем, что происходит ментально в разуме и тем, что происходит физически в мозге – не известно никому. Возможно, мы никогда об этом не узнаем. Так называемая проблема «разума/мозга» оказалась настолько трудноуловимой, что многие стали считать ее тайной критической значимости… В отличие от менее сложных физических структур, мозг сопровождается сознанием. Как мы уже отмечали ранее, мы не знаем, почему это так. Пока что мы должны просто принять это, как жестокий факт» (Станнард, 2000, сс. 41-42,44, жирный шрифт добавлен).
«Возникновение полного сознания… на самом деле является одним из величайших чудес» (Поппер и Эклз, 1977, с. 129, жирный шрифт добавлен).