Свой — чужой: разделение человечества
Свой — чужой: почему происходит разделение
Деление людей на своих и чужих по признаку расы, языка, пола, возраста, социального статуса и прочего является естественным процессом. Нашему мозгу нужны доли секунды, чтобы понять, какие эмоции испытывать по отношению к другому человеку. При этом попытка рационализировать происходящее часто заканчивается неудачей. Рассказываем, почему это происходит.
Результаты экспериментов
По мнению нейробиолога Роберта Сапольски, наш мозг запрограммирован делить окружающих на своих и чужих. Об этом он писал в своей книге «Биология добра и зла». Любопытно, что так поступают даже младенцы, как только постигают навыки распознавания лиц. Деление происходит автоматически, на подсознательном уровне. Лишь через некоторое время мы начинаем осмыслять произошедшее и пытаемся найти логическое объяснение.
В статье, опубликованной в Journal of personality and social psychology, ученые писали, что провели эксперимент с распознаванием лиц. Они выяснили, что мозг определяет человека другой расы за десятую долю секунды. Когда участники исследования видели фотографии «чужаков», у них возбуждалась миндалина, которая участвует в обработке стимулов, имеющих приобретенное эмоциональное значение на основе предыдущего опыта. Она является главным тревожным центром мозга, который реагирует на угрозу.
К таким же результатам пришли ученые Г. Гринвальд, Д.Э. Макги и Дж.Л. Шварц, которые проводили тест с картинками и ассоциациями. Участники эксперимента получили две фотографии, на которых были изображены представители их и чужой расы, а также два слова с позитивной и негативной окраской. Им дали задание нажать на кнопку, когда получалась пара, состоящая из «своего» человека и положительного слова или из «чужака» и отрицательного слова. С этим заданием они справились быстро, но после того, как ученые попросили сделать обратное (составить пару «чужака» и положительного слова), мозг реагировал намного медленнее. Такой результат связан с внутренним диссонансом, который возникает, когда мы должны увидеть что-то плохое в «своих» и что-то хорошее в «чужих».
Еще один барьер, который отделяет «нас» от «них», — это гормон счастья окситоцин. Он побуждает людей заниматься совместной деятельностью, устанавливает социальную связь с членами группы, позволяя вносить свой вклад в развитие сообщества. Однако действие гормона распространяется исключительно на «своих». Отношение к людям, которые входят в другие группы, окситоцин не меняет ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Конечно, мы склонны разделять людей не только по признакам национальности, но также по возрасту, внешности, занимаемой должности, социальному статусу, политическим взглядам, предпочтениям в музыке и кино. И хорошо, если мы не проявляем негативное отношение к людям, которые думают по-другому. Но в жизни случается всякое.
Почему свои всегда хорошие, а чужие — плохие
В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, шансы построить прочное общество будут гораздо выше, если мы будем считать своих безусловно хорошими, не пытаясь разобраться в их привычках, характере и поведении. Члены такого общества будут помогать друг другу, проявлять эмпатию и доброжелательность. Это подтвердили результаты двух экспериментов, в ходе которых выяснилось, что люди охотнее помогают тем, кто похож на них, пусть даже сходство заключается лишь в определенной позе или в выборе спортивной команды.
К чужакам отношение прямо противоположное. В то время как свои получают похвалу и теплое отношение, чужие удостаиваются исключительно неприятных эпитетов, которые ничем не подкреплены. О них говорят с насмешками и сарказмом, считают ниже по статусу. Очень большую роль здесь играют стереотипы, а также склонность к обобщению. В книге «Биология добра и зла» нейроэндокринолог и приматолог Роберт Сапольски упоминает, что если человеку не нравится еда чужаков, он может назвать мерзкой всю их культуру, хотя эти две вещи практически не связаны друг с другом.
Самое интересное заключается в том, что даже если наши обвинения беспочвенны и ничем не подтверждены, лобная кора мозга все равно приведет десятки аргументов, почему мы испытываем к чужим ненависть и отвращение. Так считает социальный психолог Джонатан Хайдт. В ходе одного из исследований он смог доказать, что сознание является оправданием нашим чувствам: мы пытаемся доказать самим себе, что ненавидим человека по рациональным причинам. В начале статьи мы упоминали о миндалине. Она активизируется сразу же при виде лица врага, а вот когнитивные области мозга начинают обрабатывать поступившую информацию намного позже.
Как с этим справиться?
На первый взгляд, деление на своих и чужих кажется несправедливым и необоснованным, поэтому многим хочется избавиться от предубеждений и относиться к людям так, как они этого действительно заслуживают. Однако природа ничего не делает просто так. Изначально подозрение к чужакам было шансом выжить, но сейчас оно является обратной стороной чувства общности со своей группой. Всегда приятно чувствовать, что у тебя есть единомышленники, которые поддержат и помогут в любой ситуации.
Но чтобы не ощущать неоправданную и слепую ненависть, необходимо включать сознательные реакции. Когда вы развиваете свой ум, структуры высших отделов мозга также совершенствуются. Высокий эмоциональный интеллект развивает зеркальные нейроны, благодаря чему укрепляются межчеловеческие связи, и вы начинаете бережнее относиться к окружающим.
Также следует избегать обобщений. Искорените из своего сознания утверждение о том, что чужие люди — это безликая масса, которая не обладает интеллектом и враждебно настроена против вас. Общность можно почувствовать по множеству разных признаков, самое главное — дать человеку шанс проявить себя.
И, наконец, прислушивайтесь к чужому мнению. Вопреки вере в незыблемость наших убеждений, они не всегда являются верными. После того, как вы откажетесь от обобщений, принять точку зрения «чужаков» станет гораздо проще, ведь в ваших глазах они уже не будут серой массой. Когда вы пытаетесь понять другого человека, включается дорсолатеральная префронтальная кора — «разумная» часть мозга. Она подавляет мгновенную реакцию миндалины и помогает разобраться в вопросе, чтобы впоследствии принять взвешенное решение.
К тому же не стоит забывать, что принятие чужих взглядов ведет к принятию себя. Таким образом вы расширяете свой кругозор и впускаете разнообразие в свою повседневность, становясь более уверенным в себе.
Как развить эмпатию
Развить эмпатию можно. Но прежде условимся — корректнее говорить не о развитии эмпатии, а о развитии сострадания.
Свой и чужой
Итак, что же такое сострадание? Это сближение с человеком и искреннее облегчение его страданий взаимопониманием и действиями. Из определения уже видно, что нужно, чтобы стать сострадательнее. Нужно перестать считать других людей чужими. И начать считать их своими.
Вот яркий пример — эксперимент швейцарских учёных-психологов. В нём каждый участник взаимодействовал со «своими» (такие же швейцарцы) или с «чужими» (выходцы с Балкан). На самом деле и те, и другие были подсадными утками, но участники этого не знали.
Участник выполнял трудное задание, а учёные сканировали его мозг. Во время выполнения к участнику могла прийти помощь — или от «своего», или от «чужого».
Уверен, вы уже догадались. Если помогал свой, эмпатия испытуемого к нему не менялась — он же и так свой. А вот если помогал «чужак», это включало эмпатию испытуемого к нему (И КО ВСЕЙ ЕГО ГРУППЕ). «Чужак» становился своим. Это отчётливо было видно по работе головного мозга. Сам эксперимент кратко:
Эмпатии можно (и нужно) учиться
Доктор Грит Хайн (Grit Hein) из Цюрихского университета (Швейцария) пытается дать ответ на этот вопрос. Несколько лет назад она и ее коллеги провели исследование, в котором участвовали футбольные фанаты. В ходе эксперимента они наблюдали, как фанатам их любимой команды или же болельщикам команды соперников причиняют боль. Участникам давали возможность уменьшить причиняемую другим боль, «взяв» часть ее на себя.
При этом исследователи отслеживали активность в мозге испытуемых с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ). Выяснилось, что активность в области мозга, называемой передней островковой долей, позволяла предсказать готовность испытуемого помочь фанату своей команды. Напротив, неприязнь к болельщику команды соперника и нежелание ему помогать сопровождалось активностью в области мозга, называемой прилежащим ядром.
Теперь Грит Хайн вместе с коллегами провела новое исследование, в котором решила выяснить, можно ли научить людей сопереживать «чужим». В данном случае участников эксперимента предупредили, что они получат неприятный удар током в руку. Однако они знали, что другие участники могут заплатить определенную сумму, чтобы избавить их от болезненного удара током. При этом часть испытуемых были друг для друга «своими», а часть «чужими» (членами другой социальной группы, которую первые недолюбливали).
Сканирование мозга показало, что активность в области, связанной с эмпатией и сопереживанием, была значительно ниже, когда испытуемые наблюдали за тем, как боль испытывает «чужой» (по сравнению со «своим»). Однако если у них уже был позитивный опыт взаимодействия с чужаками (к примеру, если они знали, что раньше в ходе эксперимента «чужой» заплатил деньги, чтобы избавить их от боли), активность, связанная с эмпатией по отношению к «чужим», значительно повышалась.
Авторы исследования утверждают, что положительный опыт общения и взаимодействия с членами других социальных и этнических групп помогает развить способность сопереживать им. Они делают вывод, что эмпатии можно (и нужно) учиться.
Подробнее см. G. Hein et al. «Neural Responses to Ingroup and Outgroup Members’ Suffering Predict Individual Differences in Costly Helping», Neuron, 2010, vol. 68, № 1.