Интересное

Временные циклы. Конец Кали-Юги в 2025 году

Из передачи «Климат. Будущее Сейчас» на АллатРа ТВ:

Т: Вот интересно, Игорь Михайлович, получается, что именно 21 декабря 2012 года, именно на этой дате система больше всего сконцентрировала своё внимание. Что это за дата? Что произошло 21 декабря 2012 года?

И.М: Я бы так сказал: это начало конца или начало начал. Что в действительности произошло? А произошло многое: это начало времени Перекрестья. Это то, что в действительности произошло. Начался отсчёт времени. Вот если мы возьмём цикл человеческой цивилизации: он равняется 12 000 лет. А малый цикл — это время Перекрестья. Это время выбора людей, что они выбирают: жить или умереть. И вот двенадцатый год — он тем себя и обозначил. Проще говоря, 21 декабря 2012 года — начало времён Перекрестья, которое продлится 12 лет (просчитать несложно, вот мы опять-таки делаем с тобой футурологические прогнозы). С чем выйдет человечество через 12 лет, то и будет. А срок реализации сколько в последующем, после выбора? Не сложно подсчитать. Но это никак не сотни и не тысячи лет, и даже не десятки. Опять, на реализацию сколько даётся? Фрактально повторяющийся (Т: Двенадцать…) малый цикл. То есть в течение этого времени, а это может быть и сразу, а может быть чуть позже, но не более этого срока. И надо понять, что если происходят такие события, то это не в одночасье. Это процесс медленный, он растянутый на несколько лет. Но если он начнётся, обратного развития он иметь не будет.

Т: То есть, по сути, у человечества есть шанс сделать вот этот (ИМ: Шаг) внутренний шаг, внутренний выбор этот сейчас.

И.М: Да. Но с учётом того, сколько людей, скажем так, подконтрольных, как бы это так культурно сказать, в общем, не себе…

Т: …а сознанию.

И.М: Совершенно правильно.

Т: Вот Вы говорили про цикличность, и тоже ведь много… и учёные подтверждают то, что Вы сейчас сказали про цикличность процессов…

И.М: Но об этом знали…

Т: Да, об этом знали в древности.

И.М: И в древности знали. Ты думаешь сейчас не знают? Знают, но об этом не принято говорить, чтобы не было паники или ещё чего-то, потому что у людей опустятся руки. Ну а как, руки опустятся — перестанут покупать. А у нас же главное в цивилизации это что? Это товарооборот. Потребительское общество должно всё время что делать? Потреблять. Разве не так? На этом держится всё… весь смысл существования человечества. Простой вопрос, в чём смысл нашего человечества? Вот каждый себе находит какое-то оправдание, для чего он здесь, — правильное, неправильное — ну это уже выбор человека. А в чём смысл самого существования людей, человечества в целом?

Т: Упускают вот эту точку, то, куда должен прийти каждый человек. А ведь действительно и в религиях, если посмотреть эсхатологию, говорилось о важности человеческого выбора, особенно вот в эти времена, в последние времена, что нужна именно активная позиция людей.

И.М: Ну и опять-таки вот ты сейчас говоришь: «последние времена». А что значит «последние времена»? А сколько раз объявляли эти последние времена?

Т: Ну да, здесь тоже, конечно, если посмотреть, как воспринимает сейчас человеческое сознание информацию любого вот такого вот толка про то, что будет конец света…

И.М: Конечно. Разве тысячу лет назад не объявляли, что наступают последние времена?

Т: Ну здесь интересно, как система сработала.

И.М: Через 80 лет после того, как ушёл Иисус, объявляли о последних временах. И так постоянно до сегодняшнего дня. А когда развились средства массовой информации, появился Интернет и тому подобное, разве об этом не говорят? Чуть ли не каждый год конец света, вот ты сейчас сама рассказывала.

Т: Интересно, что вот в данный период даже сами люди в обществе, они чувствуют, что близко…

И.М: В этом и беда человечества, понимаешь? Вот Ангел (находящийся внутри человека, то, что мы называем Личностью), он чувствует, вот он чувствует правду, и он понимает. Но доминирующее сознание, оно запрещает ему даже шевелиться. И сразу возникает масса забот у человека: то со здоровьем проблемы, то ещё какие-то проблемы, которые гораздо важнее, чем выжить. Разве не так? (Т: Да) А если брать в масштабах человечества, то тут же возникают всякие кризисы, какие-то осложнения: геополитические, макроэкономические вопросы, которые выходят на первый план. Сейчас вообще ситуация острая, чуть ли не до ядерной войны.

Т: Интересно, как система вообще готовила людей. Получается, что любое упоминание…

И.М: И вот тут ты сказала ключевое: система готовила людей.

Т: Обрабатывала.

И.М: Конечно. Ведь сказано: никто не знает, когда это произойдёт. В действительности никто не знает, потому что выбор за людьми. Но когда выбор будет сделан, тогда уже всё будет ясно.

Т: Просто это подтверждает, что такая активация системы именно в пределах вот этих поколений, которые сейчас живут и сталкиваются с этой информацией, это же подтверждает то, что события действительно произойдут в рамках того поколения, которое обрабатывалось при помощи сознания, при помощи СМИ. И ведь люди сейчас действительно немного не верят в эту информацию. Кто-то думает, что это шутка (ИМ: Ну конечно не верят), кто-то думает, что это обман, что хотят на них заработать в какой-то очередной раз.

И.М: А разве не так, а сколько зарабатывали? Да постоянно зарабатывают. Вот ты сказала о 2012 годе, как средства массовой информации это всё, скажем так, пиарили. Сколько людей заработало на этом? Верили люди? Нет, не верили. Сознание не верит в это. Оно не верит до точки необратимости. Но когда приходит уже понимание, что «всё», — вот тогда начинается паника. Ну, тогда уже бессмысленно что-то делать.

Т: Просто вот этот момент, что насколько в той точке, к которой придут люди, насколько важно быть готовыми и консолидироваться людям вместе для того, чтобы…

И.М: Я так скажу: никто не знает сейчас, какой выбор сделает человечество. Но что бы ни было, гораздо важней обрести Жизнь сейчас и правильно распределять самый основной ресурс, о котором я сказал, — это время и внимание. Вот куда человек его вкладывает, тем он и становится. Если он вкладывает в Жизнь, он обретает Жизнь, и тогда не важно, что будет. Все люди, находящиеся здесь, они смертны. Рано или поздно всё заканчивается. А время бежит сейчас намного быстрее, и все это чувствуют. И ощущается процесс ускорения времени: только весна была — уже осень, только встретили Новый Год — уже лето. Ну разве не так? И все это замечают, даже детки. Если раньше говорили «вот когда человек маленький, время медленнее тянется, а у взрослого быстрее бежит», а сейчас и у деток быстрее бежит. Вопрос в том, куда ты тратишь это время? И если его растрачивать на земное и жизнь сегодняшним днём, вот в сегодняшнем дне и останешься. А важно вступить в завтра, которое будет бесконечным. Таким людям и переживать нечего. Мало ли, что будет завтра и будет ли завтра? Для них точно будет. Вот это важно.

Т: Игорь Михайлович, а вот в конце времён Перекрестья, если люди сделают выбор в сторону духовного, в обретение Жизни, в пользу…

И.М: Тогда они получают двенадцать тысяч лет, как говорят «золотое тысячелетие». Но со временем оно опять закончится, и опять мы придём к тому, к чему мы пришли сейчас. Это неизбежно.

Т: А что нужно сделать людям для того, чтобы всё-таки наступило «золотое тысячелетие», чтобы всё это произошло?

И.М: Стать людьми, свободными, свободными от диктатуры зверя. Вот это важно. Ещё понимаешь, в чём беда? Я бы так сказал, что всё, что навязывается отрицательное в нашем сообществе, оно делается менее чем 1% всего населения. Это те люди, которые полностью подконтрольны сознанию как части системы, или, проще говоря, это те, кем манипулирует дьявол. Но они очень активны и крикливы. А свыше 99%, они пассивны. И гораздо меньше их, намного меньше людей более-менее духовно свободных (более-менее — подчёркиваю). Те, кто чувствуют, понимают, но они так же, как и оставшиеся 98% (даже больше, чем 98%), они пассивны. А вот если бы все люди перестали молчать, то всё бы изменилось. Как бы те ни кричали и ни шумели, то, как говорится, в нашем шёпоте их крики были бы не слышны. Разве не так?

Т: Это ключевое, что в шёпоте… что Мир Духовный, он именно не громкий, не шумный, не крикливый, а глубокий, тихий…

И.М: А зачем кричать? Это сознание кричит. Дьявол всегда шумный, суетливый, потому что он смертный, он конечный. В человеческих мерках система существует долго, но в отношении Мира Духовного — это мгновение, система как иллюзия. Вот это важно.

Конец цитаты

КОНЕЦ КАЛИ-ЮГИ В 2025 ГОДУ: РАЗГАДКА ТАЙН ВРЕМЕННÓГО ЦИКЛА

Graham Hancock

by Bibhu Dev Misra, 2012

Перевод: shivaloka.info, 2018

Об авторе: Бибху Дэв Мишра закончил Индийский Институт Технологий и Индийский Институт Менеджмента. Уже более 14 лет он работает консультантом по вопросам информационных технологий. Также он является независимым исследователем и писателем в области древних цивилизаций, мифов, символов, науки и религии. Во время исследований он посетил множество исторически значимых мест по всему миру. Его статьи публиковались в разных журналах и на различных сайтах, в том числе «The New Dawn», «Science to Sage», «Comsomath», «Graham Hancock Forum», «Esamskriti», «Viewzone» и др.

Разгадка хронологии Временнóго цикла

В доктрине Временнóго цикла говорится, что сейчас мы живём в кали-югу — век тьмы, когда моральные ценности и умственные способности достигли самого низкого показателя в цикле. Древнеиндийский эпоc «Махабхарата» описывает кали-югу как период, когда «Мировая Душа» становится чёрного цвета. Сохраняется лишь четвёртая часть добродетели, которая медленно сокращается до нуля к концу кали-юги. Люди обращаются к греховности; болезни, апатия, злоба, стихийные бедствия, страдания и боязнь голода преобладают в обществе. Аскезы, жертвоприношения и религиозные обряды изживают себя. Все существа вырождаются. Меняются все вещи без исключения.

Кали-юге (Железному веку) предшествовали три другие юги: сатья-юга или крита-юга (Золотой век), трета-юга (Серебряный век) и двапара-юга (Бронзовый век). В «Махабхарате» Хануман следующим образом описывает Временной цикл принцу Пандаву по имени Бхимасена:

«Крита-юга получила такое название, потому что была лишь одна религия, и все люди были безгрешны. Поэтому им не нужно было выполнять религиозные обряды… Людей не покупали и не продавали, не было ни богатых, ни бедных, не нужно было трудиться, потому что всё необходимое можно было получить с помощью силы воли… В крита-юге не было болезней, люди не ослабевали с годами. Не было ненависти, тщеславия и каких-либо злых мыслей. Ни печали, ни страха. Любой человек мог достигнуть высшего блаженства. Мировая Душа была белой… отождествление себя с Мировой Душой и было религией той идеальной эпохи. В трета-югу начались жертвы, и Мировая Душа стала красной, добродетель уменьшилась на четверть. Люди стремились найти истину и проводили религиозные обряды. Они получали то, что хотели, отдавая и делая. В двапара-югу Мировая Душа была жёлтой — религия уменьшилась наполовину. Веда была разделена на четыре части. И хотя были те, кто знал все четыре Веды, чаще всего люди знали лишь три или одну. Разум уменьшился, истина стала исчезать, появились желания, болезни и бедствия. Из-за них людям пришлось выполнять аскезы. Это была эпоха упадка вследствие распространения греха».

А сейчас мы живём в тёмные времена кали-юги, когда добродетель и благочестие вовсе исчезли из мира. Когда же началась кали-юга? И когда она закончится? Несмотря на подробность теологических принципов, которые описывают эту эпоху, начало и конец кали-юги по-прежнему окутаны тайной. Принятой многими датой начала кали-юги считается 3102 год до н. э., спустя 35 лет после завершения великой битвы на Курукшетре. На удивление эта дата очень близка к предполагаемому началу нынешнего «Великого Цикла» календаря Майя в 3114 году до н. э. Важно отметить, что обе эти даты начала в соответствующих циклах рассчитывались задним числом. Майя пересчитывали свои древние календари приблизительно между 400 годом до н. э. и 50 годом н. э. в Исапе, церемониальном центре Мексики. Именно тогда они и зафиксировали эту дату как начало нынешнего Великого Цикла своего календаря. В Индии около 500 года н. э. также произошли серьёзные изменения в системе летосчисления. Именно в это время известный астроном Арьябхата определил 3102 год до н. э. как дату начала кали-юги. Почему вдруг у двух древних цивилизаций возникла необходимость повторно вычислить даты, которые являлись неотъемлемой частью их системы летосчисления? Как настолько важные события могли исчезнуть из исторической памяти? Мы вернёмся к этим вопросам позже.

Считается, что Арьябхата высчитал дату начала кали-юги, используя информацию из санскритского астрономического трактата под названием «Сурья-сиддханта». По нему пять «геоцентрических планет» (видимых невооружённым глазом) — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн — выстроились в одну линию в нулевом градусе созвездия Овна (около звезды Зета Писциум) именно в начале этой эпохи. Таким образом он и пришёл к тому, что 17/18 февраля 3102 года до н. э. и есть дата начала кали-юги. Однако современные модели, созданные Ричардом Томпсоном, показывают, что 17/18 февраля 3102 года до н. э. пять геоцентрических планет образовывали в небе дугу в 42 градуса и затрагивали три знака зодиака — Овен, Рыбы и Водолей. Очевидно, что это никак нельзя назвать расположением по прямой. Более примечательные «построения» планет происходили в предшествующих и последующих веках. Другими словами, построения геоцентрических планет в нулевом градусе Овна, на котором основывались расчеты Арьябхаты, в 3102 году до н. э. вовсе не было.

Значит ли это, что Арьябхата ошибся в своих вычислениях? Не совсем. В «Сурья-сиддханте» никогда не уточнялось, что подобное построение планет произошло именно в начале кали-юги. Наоборот, в трактате чётко говорится, что такое построение в нулевом градусе Овна произошло в конце Золотого века (сатья/крита-юги). Текст гласит:

«Сейчас, в конце Золотого века (крита-юги) все планеты благодаря средней скорости — кроме точек пересечения орбит и линий апсид — расположены по прямой в первом Овна».

К сожалению, это простое утверждение было искажено некоторыми ранними толкователями в их стремлении найти астрономическое обоснование для 3102 года до н. э. Впоследствии всё это было обнародовано как факт.

Общим понятием в древней индийской астрономии было то, что в начале нынешнего порядка вещей все планеты начали своё движение в нулевом градусе Овна, и все планеты возвращаются в то же положение на небесах через определённые фиксированные промежутки времени, что приводит к универсальному соединению. В «Сурья-сиддханте» говорится, что это соединение произошло в конце Золотого века. Однако в индийской астрономии есть ещё одно популярное мнение о том, что оно имеет место в начале дня и ночи Брахмы, состоящих из 1000 Временных циклов.

Аналогичная информация относительно построения планет представлена и в древнегреческих текстах. В «Тимее» Платон пишет про «идеальный год», во время которого Солнце, Луна и планеты возвращаются в одну позицию, несмотря на все промежуточные изменения³. Эта же идея позже вновь появилась у римского писателя Цензорина, жившего в III веке. Он сказал, что орбиты Солнца, Луны и пяти блуждающих планет завершили один «Великий год Гераклита», когда в одно время вместе вернулись к одному знаку⁴. Этот «Великий год», известный под разными названиями — «Идеальный год», «Платонический год», «Лучший год Аристотеля» и т.д. — в разных источниках был представлен как период в 12954 года (Цицерон) или 10800 лет (Гераклит).

Нет никаких сомнений, что дата 3102 год до н. э. не была основана на информации из «Сурья-сиддханты» или иных санскритских текстов. Она просто возникает из ниоткуда. До 500 года н. э. эта дата вовсе не упоминалась в каких-либо санскритских писаниях. Откуда же тогда Арьябхата взял эту дату? Нет никаких признаков того, что он вычислил её самостоятельно. Есть лишь единственное косвенное упоминание этой даты в санскритском текcте «Арьябхатия»; Арьябхата пишет, что текст был составлен в 3600 году кали-юги, когда ему было 23 года. Поскольку «Арьябхатия» была написана в 499 году нашей эры, кали-юга вполне могла начаться в 3102 году до н. э. Утверждение само по себе не раскрывает никакой информации об астрономическом обосновании выбора даты. Как и о том, что Арьябхата самостоятельно выполнял расчёты. Возможно, он просто взял эти данные из другого источника. Неопределённость вокруг подобного выбора делает дату весьма подозрительной.

Найти эту дату в древних санскритских текстах крайне сложно, поскольку в представленной в них информации о Цикле содержится много неточностей. Как отмечал Шри Юктешвар, во многих санскритских текстах длительность Временнóго цикла (12000 лет) была искусственно завышена до аномально высокого значения в 4320000 лет с помощью введения множителя «360», который был представлен как «человеческие года», составляющие один «божественный год». Однако в некоторых текстах, например, в «Махабхарате» и «Ману-смрити», до сих пор сохраняется оригинальная продолжительность Временнóго цикла в 12000 лет. Многие другие древние культуры — халдеи, зороастрийцы и греки — также верили в цикл веков длиною в 12000 лет. Известный санскритский ученый и лидер национально-освободительного движения Индии Б.Г. Тилак в своей книге «Арктическая родина в Ведах» (1903) писал:

«Составители Пуран, большинство которых писалось на протяжении нескольких первых веков нашей эры, конечно же, не хотели верить, что кали-юга закончилась. Поэтому они попытались увеличить длительность этой эпохи, переводя 1000 (или 1200) обычных человеческих лет в несколько божественных, каждый из которых равен 360 человеческим годам. Такое решение проблемы было принято повсеместно, и кали-юга длительностью в 1200 обычных лет с помощью такой искусной махинации превратилась в эпоху длительностью в 1200 божественных, или 360 * 1200 = 432000 обычных лет».

Также в своей книге «Святая наука» Юктешвар пояснил, что полный Временнóй цикл длится 24000 лет и состоит из восходящего цикла, когда добродетель постепенно увеличивается, и нисходящего, во время которого добродетель постепенно уменьшается. Длительность каждого цикла равна 12000 лет. Таким образом, по завершении нисходящего цикла от сатья-юги к кали-юге продолжительностью в 12000 лет последовательность разворачивается в обратном порядке, и начинается восходящий цикл от кали-юги к сатья-юге длительностью в 12000 лет. Юктешвар утверждает:

«Каждый из этих периодов в 12000 лет приносит серьёзные изменения, как внешние в материальном мире, так и внутренние в интеллектуальном или электрическом мире. Называются такие периоды дайва-югами, или энергетической парой».

Полный Временной цикл в 24000 лет почти равен прецессионному году (продолжительностью в 25765 лет), промежутку времени, необходимому Солнцу для прецессии — движения в обратном направлении через 12 зодиакальных созвездий. Интересно, что «Сурья-сиддханта» определяет следующее значение для прецессии — 54 угловых секунды в год, сейчас же это значение равно 50,29 угловых секунд. При таких значениях прецессионный год становится равен 24000 лет. Это повышает возможность того, что текущие значения могут быть просто врéменным отклонением от среднего значения.

Концепция восходящего и нисходящего циклов юг не является простым предположением, которое Юктешвар взял из ниоткуда. Эта идея до сих пор распространена у индийских джайнов — представителей древнейшей религиозной традиции страны. Джайны верят, что полный Временной цикл (калачакра) состоит из прогрессивной и регрессивной половины. Во время прогрессивной половины цикла (утсарпини) происходит постепенное увеличение знаний, счастья, здоровья, морали и духовности, в регрессивную же половину (авасарпини) эти качества постепенно уменьшаются. Каждая половина цикла состоит из шести небольших периодов, и вместе эти две половины образуют полный Временной цикл. Они сменяют друг друга в непрерывной последовательности, как цикл дня и ночи или фазы луны. Возможно, Юктешвар находился под влиянием мировоззрения древних джайнов, или его концепция была основана на древних устных традициях, не являющихся частью основных задокументированных знаний.

Идея восходящих и нисходящих Циклов веков была также распространена и в древних мифах. Древнегреческий поэт Гесиод (750-650 года до н. э.) в своей поэме «Труды и дни» писал о смене веков, добавив пятый век под названием «Век Героев» между Бронзовым и Железным веками. В «Космосе Гесиода» Дженни Штраусс Клэй пишет:

«Опираясь на миф в диалоге Платона «Политик», Вернан также утверждал, что система отсчета времени в мифе Гесиода, а именно преемственность эпох, не линейная, а циклическая. В конце Железного века, который он разделяет на два, цикл эпох запускается заново с золотого века, или, более вероятно, нового века героев, так как последовательность движется в обратном порядке… Вернан предложил решение, отметив, что в реальности речь идет не об одном Железном веке, а о двух типах человеческого существования».

Это крайне интересно. Жан-Пьер Вернан, весьма известный специалист по древнегреческой культуре, несомненно, считает, что Цикл веков по завершении запускается в обратном порядке, что и указано в записях Гесиода. Он утверждает, что Железный век состоял из двух частей, что точно соответствует интерпретации Юктешвара, согласно которой нисходящая кали-юга сменяется восходящей. Мы можем предположить, что в этом контексте «Век героев», сменивший Бронзовый век в записях Гесиода, является названием, которое поэт дал нисходящей кали-юге.

Свидетельства из разных источников подтверждают длительность полного Временнóго цикла в 24000 лет и наличие нисходящих и восходящих циклов продолжительностью в 12000 лет. Это подводит нас к вопросу об относительной длительности различных юг в Цикле и переходных периодах, происходящих в начале и конце каждой юги и известных как сандхья (рассвет) и сандхьянса (сумерки) соответственно.

В санскритских текстах приводятся следующие значения для длительности каждой юги, их рассветов и закатов:

  • Сатья-юга (Золотой Век): 4000 лет + 400 лет рассвет + 400 лет закат = 4800 лет.
  • Трета-юга (Серебряный век): 3000 лет + 300 лет рассвет + 300 лет закат = 3600 лет
  • Двапара-юга (Бронзовый век): 2000 лет + 200 лет рассвета + 200 лет закат = 2400 лет
  • Кали-юга (Железный Век) 1000 лет + 100 лет рассвет + 100 лет закат = 1200 лет

Поскольку в доктрину Временнóго цикла попало множество неточностей, о чём писали Юктешвар и Тилак, нельзя стопроцентно верить в точность относительной длительности эпох из санскритских текстов. Джорджо де Сантильяна, профессор истории науки в Массачусетском технологическом институте, в своей книге «Мельница Гамлета» говорил, что Временнóй цикл появляется в мифах приблизительно тридцати древних культур, но информации о длительности каждой эпохи цикла очень мало. Это довольно удивительно. Почти во всех источниках указано, что добродетель и праведность уменьшаются, когда мы переходим от Золотого века к последующим. В некоторых из них чётко написано, что добродетель уменьшается на четверть с каждой эпохой. Однако упоминаний о длительности самих эпох очень мало. Если продолжительность каждой последующей юги уменьшается, то не должно ли это также быть упомянуто в текстах?

В некоторых источниках, которые уточняют длительность юги, все периоды цикла одинаковой продолжительности. Например, зороастрийцы верят, что цикл длится 12000 лет и делится на четыре равные эпохи по 3000 лет. В мексиканском источнике, известном как Кодекс Риос (Кодекс 3738 или Ватиканский кодекс А) указано, что каждый период длится 4008, 4010, 4801 и 5402 года соответственно и составляет в сумме 17861 лет. В этом случае мы также видим, что длительность каждой эпохи приблизительно одинаковая.

Таким образом, продолжительность четырёх юг, описанная в санскритских текстах (4800, 3600, 2400 и 1200 лет) отличается от нормы. Длительность каждой эпохи в такой последовательности становится на 1200 лет меньше, чем длительность предыдущей. Это арифметическая прогрессия, которая крайне редко встречается в природных циклах, если вообще встречается. Подобная неестественная последовательность вызывает вопрос: была ли длительность периодов намеренно изменена в прошлом, чтобы создать впечатление, будто продолжительность каждой последующей юги уменьшается вместе с добродетелью? Важно отметить, что соотношение длительности четырех юг в этой последовательности выглядит следующим образом — 4:3:2:1. Это производит поверхностное впечатление, что продолжительность каждого периода уменьшается на четверть. Но на самом деле это не так. Они сокращаются на фиксированное количество лет — 1200.

И самый поразительный факт: два самых известных астронома древней Индии, Арьябхата и Паулиша, считали, что Временной цикл состоит из периодов одинаковой продолжительности. В XI веке средневековый ученый Аль-Бируни путешествовал по Индии в течение тринадцати лет, беседуя с учёными мужами, читая санскритские тексты, наблюдая за религиозными обрядами и обычаями. Благодаря своим путешествиям он составил обширный комментарий по индийской философии, науке и культуре. В своей книге «Индия» Аль-Бируни упоминает, что доктрина Временнóго цикла была основана на выводах индийского астронома Брахмагупты, который в свою очередь опирался на санскритские тексты Смрити. По этому поводу он сделал интересное заявление:

«Также Брахмагупта писал, что «Арьябхата рассматривает четыре эпохи как четыре равные части Временнóго цикла (чатур-юги). В связи с тем, что его идеи отличаются от доктрины в книге Смрити, на которую опираюсь я, он, мыслящий отлично от нас, считается противником».

Тот факт, что Арьябхата считал продолжительность четырёх юг равной, чрезвычайно уместен. Аль-Бируни однозначно подтверждает это:

«Таким образом, по словам Арьябхаты, кали-юга состоит из 3000 божественных лет, две юги — 6000, три юги — 9000 божественных лет».

Удивительно, но Арьябхата не был единственным, кто так считал. Ещё одним знаменитым древнеиндийским астрономом был Паулиша, который, очевидно, снискал благосклонность Брахмагупты, поддерживая соотношение длительности юг в 4:3:2:1. По словам Аль-Бируни, однако,

«возможно, Паулиша просто упоминал этот метод вместе с другими, но не использовал его на самом деле»

Это становится понятно из записанной Аль-Бируни позиции Паулиши относительно Временнóго цикла.

«В текущем Временнóм цикле прошло уже три юги, т. е., по его словам, 3240000 лет или 9000 божественных лет. Последнее число представляет собой три четверти Временнóго цикла».

Это подтверждает, что Паулиша считал, будто продолжительность каждой юги равна 3000 божественных лет. Такой же метод он использовал и при вычислении длительности кальпы. Он не выделял во Временнóм цикле конкретные юги, а просто разделил его на четыре части, умножив их на продолжительность одной такой четверти.

Отсюда явно следует, что два самых уважаемых астронома Древней Индии, Арьябхата и Паулиша, считали, что Временнóй цикл состоит из четырёх равных юг, продолжительность каждой из которых равна 3000 божественных лет. Однако их мнение было отодвинуто на задний план полностью противоположными взглядами Брахмагупты. Он выступал против Арьябхаты и других астрономов, мнение которых отличалось от его собственного. Он мог даже перейти на оскорбления. Аль-Бируни писал о нём следующее:

«Ему хватало грубости сравнивать Арьябхату с червём, который, поедая дерево, описывает всё, что видит внутри него, не понимая при этом происходящего и не намереваясь его изобразить. Он же, изучивший всё это тщательно, давал отпор Арьябхате, Шришене и Вишнукандре как лев газелям. Они прятали от него взгляд. Он глумился над Арьябхатой и оскорблял его бранными словами»

Теперь мы можем понять, почему в конечном итоге позиция Брахмагупты взяла верх над мнением других астрономов того времени. И дело тут вовсе не в обоснованности его мыслей или подлинности источников.

Пришло время перестать набрасываться на Арьябхату, Шришену, Вишнукандру и других как львы на газелей. Вместо этого стоит принять во внимание вполне реальную возможность того, что длительность юг Временнóго цикла одинакова, а соотношение 4:3:2:1 всего лишь математическая манипуляция, проникшая в доктрину Временнóго цикла в районе 500 года н. э. Возможно, эта манипуляция была произведена из-за веры людей в то, что длительность юги должна сокращаться вместе с добродетелью и продолжительностью жизни при смене эпох. Была разработана точная формула, в которой общая длительность Цикла превратилась в 12000 лет. В формуле была лишь одна проблема: если бы кали-юга длилась 1200 лет, то с момента своего предполагаемого начала в 3102 году до н. э. она должна была уже несколько раз завершиться. Чтобы скрыть эту постыдную неточность, была добавлена ещё одна сложность. Каждый «год» Временнóго цикла превратился в божественный год, длительностью в 360 человеческих лет. Временной цикл увеличился до 4320000 лет (12000*360), а кали-юга стала равна 432000 лет (1200*360). Человечество было отдано вечной тьме.

Оригинальная же доктрина Временнóго цикла очень проста: Временной цикл длится 12000 лет, продолжительность каждой юги 3000 лет. Такой цикл зашифрован в «Календаре Саптариши», используемом в Индии тысячи лет. Он широко использовался во времена Маурьев в IV веке до н. э. и до сих пор используется в некоторых частях Индии. Термин «Саптариши» относится к «Семи Риши» или «Семи мудрецам», представляющим собой семь звёзд созвездия Большой медведицы (Ursa Major). Они считаются просветлёнными риши, которые появляются в начале каждой юги, чтобы распространить законы цивилизации. Календарь Саптариши, используемый в Индии, состоял из цикла в 2700 лет; в нём говорится, что Большая Медведица остаётся на 100 лет в каждой из двадцати семи накшатр (лунные стоянки), что равняется 2700 годам.

Если цикл Календаря Саптариши в 2700 лет соответствует реальной длительности юги, то оставшиеся 300 лет от общей продолжительности в 3000 лет (1/10 длительности юги) автоматически становятся переходным периодом перед полным проявлением качеств следующей эпохи. В соответствии с нынешним порядком, промежуточный период может быть разбит на два отдельных периода по 150 лет. Один — в начале юги, известный как сандхья (рассвет), второй — в конце, известный как сандхьянса (сумерки). Общая продолжительность Временнóго цикла без переходных периодов равна (2700*4) 10800 годам. Столько же составляет продолжительность «Великого года Гераклита» в эллинской традиции.

Историки пришли к общему мнению, что Календарь Саптариши, использовавшийся во времена Маурьев в IV веке до н. э., берёт своё начало в 6676 году до н. э. В книге «Традиции Семи Риши» д-р Дж. Э. Митчинер подтверждает этот факт:

«Мы можем сделать вывод, что более древняя и оригинальная версия Эры Семи Риши появилась с Семью Риши в Криттике в 6676 году до н. э. Эта версия использовалась в Северной Индии приблизительно с IV века до н. э., что указано в произведениях греческих и римских писателей. Эта же версия использовалась Гаргой приблизительно в начале нашей эры.

В действительности записанная хронология индийских царей появилась гораздо раньше, чем в 6676 году до н. э., что описано греческим и римским историками Плинием и Аррианом. Плиний писал, что

«во временном отрезке от отца Либера (римского Бахуса или древнегреческого Диониса) до Александра Македонского у индийцев было 154 царя, и отрезок этот составляет 6451 год и 3 месяца».

Арриан же писал о 153 царях и 6462 годах от Диониса до Сандрокоттоса (Чандрагупта Маурья), ко двору которого в 314 году до н. э. было отправлено греческое посольство¹⁶. Оба варианта приблизительно сводятся к дате 6776 год до н. э., что на 100 лет раньше создания Календаря Саптариши в 6676 году до н. э.

Из работ Плиния и Арриана очевидно, что они определили среди всех индийских правителей конкретного царя, который является аналогией древнегреческому Дионису или римскому Бахусу и чьё правление закончилось в районе 6776 года до н. э. Но кто бы это мог быть? По словам известного учёного и востоковеда сэра Уильяма Джонса, Дионис, он же Бахус, был никем иным, как индийским монархом Рамой. В своей статье «О богах Греции, Италии и Индии» (1784) сэр Уильям Джонс считает, что

«Рама и греческий Дионис — это один и тот же человек, ведь Дионис якобы завоевал Индию с армией сатиров под командованием Пана; Рама тоже был могущественным завоевателем, обладавшим армией больших обезьян или сатиров под командованием Марути (Ханумана), сына Павана. Кроме того, обнаружено сходство Рамы с Бахусом».

Джонс также обращает внимание на то, что

«по словам греков, Мерос — это гора в Индии, на которой родился их Дионис, Меру — тоже гора около города Найшада, или Ниша, названного греческими географами Дионисополисом и часто появляющегося в санскритских поэмах»

Плиний и Арриан знали об этом соприкосновении. Плиний поместил сатиров Диониса «в тропические горы Индии», в то время как «от Арриана мы узнаем (История Индии, стр. 318, 321), что поклонение Бахусу, или Дионису, в Индии было распространено, а его приверженцы выполняли обряды, похожие на греческие… По этой причине, когда Александр вошел в Индию, местные посчитали, что они и греки относятся к одной семье; а когда жители Нисы отправили главу города просить свободы у греческих завоевателей, они представили его хорошо знакомым им именем Дионис, чтобы увеличить вероятность достижения цели.

«О царь, ниссийцы просят вас разрешить им пользоваться своими свободами и законами из уважения к Дионису».

Отождествление Диониса с Рамой открывает нам новые перспективы. Согласно индийской традиции Рама жил в конце трета-юги (Серебряного века), а двапара-юга (Бронзовый век) началась вскоре после его кончины. Это означает, что дата 6676 год до н. э. как начало Календаря Саптариши, через сто лет после Диониса, или же Рамы, указывает на начало двапара-юги в нисходящем цикле.

Более поздний Календарь Саптариши, который до сих пор используется в Индии, появился в 3076 году до н. э. Но, как отмечает д-р Субхаш Как,

«новый отсчет, восходящий к 3076 году, начался позже, чтобы быть максимально близко к началу кали-юги».

Такое изменение легко может быть отслежено, поскольку в 3076 году до н. э. Большая Медведица была в накшатре Магха, что упоминается Варахамихирой в Брихат-самхите (13-3). Но Субхаш Как указывает, что

«ко временам греков накшатры перечислялись, начиная с Ашвини («Сурья-сиддханта» 8.9). Магха — это десятая по счету накшатра после Ашвини, а значит, нужно прибавить 900 лет, чтобы узнать дату начала цикла. Это приведёт нас к 3976 году до н. э. Еще один полный цикл Саптариши длительностью в 2700 лет, и это приведет нас к 6676 году до н. э.».

Так как двапара-юга непосредственно предшествует кали-юге, мы вновь приходим к выводу, что Календарь Саптариши с датой начала в 6676 году до н. э. отсчитывал время от двапара-юги.

Нам также известно, что Календарь Саптариши времён Маурьев использовался для ведения генеалогических записей царей во времена войны между Кауравами и Пандавами. Поскольку «Махабхарата» описывает события, произошедшие в двапара-югу, не может быть сомнений, что Цикл Саптариши, начавшийся в 6676 году до н. э., знаменует собой начало нисходящей двапара-юги. Если мы примем эту дату за точку отсчёта, а Календарь Саптариши за основу длительности Временнóго цикла (продолжительность одной юги — 2700 лет + переходный период в 300 лет), тогда вся хронология Временнóго цикла оказывается разгадана:

Такая хронология Временнóго цикла принимает за начало Золотого века 12676 год до н. э., более чем 14500 лет назад, когда Большая Медведица была в накшатре Шравана (созвездие каждую югу будет проходить на три накшатры больше из-за переходного периода в 300 лет). Это очень хорошо согласуется с индийской традицией, поскольку в «Махабхарате» упоминается, что в древней традиции Шравана получила первое место в цикле накшатр. Хронология также указывает, что восходящая кали-юга, нынешняя эпоха, в которой мы живём, закончится в 2025 году. Полное проявление следующей юги — восходящей двапары — произойдёт в 2325 году после переходного периода в 300 лет. Восходящая двапара-юга сменится потом ещё двумя эпохами — восходящей трета-югой и восходящей сатья-югой, которые завершат восходящий цикл в 12000 лет. В санскритском тексте «Брахма-вайварта-пурана» описан диалог между Кришной и Гангой. Там Кришна говорит, что после 5000 лет кали-юги начнётся рассвет нового Золотого века, который продлится 10000 лет (текст 50, 59). Смысл фразы сразу становится понятен в контексте хронологии Временнóго цикла, описанной здесь. Сейчас кали-юга подходит к своему завершению после почти 5700 лет с момента своего начала в 3676 году до н. э. За кали-югой последуют ещё три эпохи, охватывающие 9000 лет, после чего восходящий цикл завершится.

1 2Следующая страница

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»